«Оркестр» – это мир наизнанку

2021-12-10

Автор: Наталья Смоголь, фото О.Суровых

Как-то так сложилось, что слово «оркестр» чаще всего вызывает у нас позитивные ассоциации. Сразу вспоминаются ария московского гостя из самого новогоднего фильма: «Оркестр гремит басами, трубач выдувает медь…», или же проникновенные слова Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик под управлением любви», или почти народное «В городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест». Одним словом, бравурная музыка, лето, праздник, танцы, радость.



Актуальная классика

Но вот один плодовитый французский драматург еще в раннем детстве оказался внутри подобного коллектива, где на скрипке играла его мать, и хорошо усвоил суть непростых взаимоотношений в этом музыкальном мирке. Спустя годы Жан Ануй (а это был, конечно, он) одну из своих почти четырех десятков пьес назвал «Оркестр» (1962 г.) и дал ей определение «скрипучая», то есть раздражающая. Ей повезло меньше, чем его «розовым» или «костюмированным» драмам, но больше, чем «черным». Характеристики говорят сами за себя. А самого автора считают непревзойденным мастером театрализации и родоначальником интеллектуальной драмы. Возможно, поэтому мало какой театр обошел его произведения своим вниманием.
«Оркестр» же просто будоражит режиссерскую фантазию: я видела героев – независимо от пола – в разноцветных париках, узнавала из рецензий, что женский секстет играют мужчины, зрителям предлагаются песни и танцы профессиональных исполнителей (кстати, в Париже, где спектакль выдержал 92 представления, все отмечали превосходную музыку Жоржа ван Париса), используются экраны для демонстрации хроники французской жизни, в Астрахани его ввел в репертуар театр кукол в качестве спектакля для взрослых.
И вот, несмотря на это, с самого начала учебного года его берется ставить театральная студия ОГУ имени И.С. Тургенева «Ювента» (художественный руководитель и режиссер-постановщик Н.Н. Смоголь). Не слишком ли это большая смелость и неоправданный риск? Что тут сказать…
В конце концов классика принадлежит всем, само произведение входит в 100 лучших мировых драм, а работать всегда приятнее с качественным материалом. Кроме того, надо же дать шанс и актрисам показать себя во всей красе, а то для них просто приходилось придумывать роли в спектаклях, где преобладали герои-мужчины. Так, во фронтовой повести «Трепетные птицы» по роману Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» появились девушки-мечты, духи войны, сама Жизнь и Смерть; в комедии абсурда «Циклотимия» по антипьесе Э. Ионеско «Лысая певица» – богиня безумия Ата; а в водевиле И.С. Тургенева «Ночь в гостинице Большого кабана» – три экспрессивных привидения.

В ожидании скандала

«Оркестр», согласно авторскому жанровому определению, – это комедия-концерт, но на программке и афишах «Ювенты» значится пьеса-скандал. Это должно подготовить зрителя, что сатира будет беспощадной, а жалости вряд ли кто-то удостоится. Так уже бывало, например, когда Гоголь назвал в комедии «Ревизор» смех самым честным и благородным лицом. В чем студенческий коллектив последовал за автором, так это в ремарке: «Оркестрантки одеты в полувечерние платья; их стремление принарядиться выдает дурной вкус». А вот музыкального разнообразия не будет – сквозной станет одна песня, намекающая на скудность репертуара, непритязательность слушателей, пациентов курортного санатория, и опостылевшее, но неизбежное занятие героев.
Перед нашим зрителем развернется панорама женских характеров. Он узнает, как ведет себя со старухой-матерью тихоня Патриция (Елизавета Милен) и почему она считает себя святой. Познакомится с любвеобильной Памелой (Юлия Солоухина) и поймет, кто мешает ее встречам с дочерью. Нельзя будет не оценить вкрадчивую нахрапистость директора оркестра мадам Ортанс (Альбина Каунецкис). Эрмелина (Елена Карпушкина) наглядно продемонстрирует, что такое абьюзивные отношения. Начинающая сплетница Леона (Дарья Петрова) попробует очаровать своей скромностью.
В центре истории, конечно, жизненная драма главной героини Сюзанны Делисиас (Оксана Корнеева), которую в рецензии на постановку 2016 года в «Молодежном российском театре» Марина Гаевская назвала «добровольной мученицей и мучительницей». Роль жертвы в этом женском коллективе досталась пианисту Леону (Константин Баблак). Но о том, что на самом деле он представляет собой, можно будет узнать благодаря его темной сущности (Антон Бушунов). И наконец, станет известно, почему все так боятся работодателя мсье Лебонза (Иван Карпушкин, Матвей Бритвин).

Разрыв во всем

Если бы пришлось одним словом охарактеризовать идею постановки, то вполне подошло бы «разрыв». Фразы и разговоры отличает фрагментарность, отражающая разорванность сознания.
Оркестр включает в себя чуждых друг другу людей, которые даже в жалости демонстрируют превосходство. Радикальным образом разрывает личные и социальные связи главная героиня. Все стремятся поскорее порвать с военным прошлым, ведь антифашизм этих француженок состоял в том, что одна фальшиво пела для немцев, другая отказалась от контракта в Виши, но работала на радио, а третья «была как бы в Сопротивлении», потому что слушала передачи из Лондона.
Очень надеемся, что и сами зрители найдут те смыслы в словах и поступках героев, которые помогут им понять себя и окружающий мир, не так уж в основе своей и изменившийся за 60 лет с момента создания произведения.