Орловский шедевр ученика Брюллова

2019-05-13

Автор: Виктория Кореневская, Владимир Константинов

В Орловском музее изобразительных искусств картина «Моисей, спускаемый в корзине на воду своей матерью» известного художника XIX века Федора Антоновича Моллера занимает центральное место в зале экспозиций. Библейская тема о том, что пророк Моисей вывел племена евреев из египетского плена, давно интересовала художника. Тем более что Академия художеств всячески приветствовала живописцев, создававших свои произведения на значащие исторические события.



Моллер, написавший Моисея
Вкратце об академике Отто Фридрихе Теодоре Моллере, получившем при крещении христианское имя и отчество. Сын морского офицера Берида Отто фон Моллера, в будущем морского министра Российской империи, с детства увлекся рисованием. Но по семейной традиции вынужден был поступить в военное училище. Вышел в отставку после ранения при штурме Варшавы в 1831 году в чине гвардии штабс-капитана.
В годы службы он посещал Академию художеств в качестве вольноприходящего. Федор Моллер был любимым учеником Карла Брюллова и много наследовал в живописи от своего прославленного учителя. Эффекты освещения, совершенную пластику фигур, некий романтизм события Моллер усвоил еще в Академии художеств и прилежно совершенствовал в живописи до конца своих дней. Академическая школа живописи присутствует и в картине, раскрывающей тему спасения Моисея.
На холсте привычный для иконографического изображения образ пророка Моисея – седовласого, могучего старца – представлен иначе. Это беззащитный младенец, безмятежно спящий на руках матери. Моллер, следуя канонам академической живописи, добивался в картине звучания контрастных масс, прописывая очертания изображаемых предметов прозрачными теплыми лессировками. Здесь угадывается прием академистов – усиление цвета за счет дополнительных цветов. В изображении тел художник использует целый арсенал теплых оттенков, что придает фигурам эффект свечения. Конечно, здесь сказывается работа в мастерской, насыщенная теплота теней, не свойственная натурной живописи.

Символика образов
Интересно и то, как при общей статике динамика позы Иохаведы отражает «триединство действия» академизма. И здесь все это подчеркнуто способом изображения центральной фигуры в картине: опасаясь внезапного пробуждения дитя, мать Моисея левой рукой постепенно подталкивает к себе корзину, начиная опираться на нее. Одновременно совершается жест, словно закрывающий младенца от зрителя.
Все это удачно подчеркнуто ракурсами поворотов фигуры, направленными на зрителя. Постепенно, словно в замедленном действии, улавливает наш взгляд это плавное и осторожное движение. Можно даже предположить, что это движение напоминает подношение – дар Всевышнему. То же видится и во взгляде женщины, направленном в мольбе к нему, вершителю судеб всего живого на Земле. Удивительно, что ее лицо, обращенное к зрителю, написано неподвижным, что создает напряженный момент ощущения действия. Даже в наши дни фигура Иохаведы воспринимается как некий призыв к человечеству: «Опомнитесь, человеки, убивая друг друга и детей. Всех нас ждет черная бездна безмолвия!».
В целом о технике исполнения картины можно сказать, что красочный слой создан как единое равномерное по плотности пространство, перетекающее из одной формы в другую, и лишь самые освещенные фигуры – младенца и матери – становятся фактурными, материальными. Но более всего зрителя притягивает взгляд женщины – главный акцент композиции.
Справка «ОВ»
Федор Моллер – академик, профессор, хороший рисовальщик, эффектный колорист, создатель ряда значимых произведений, в том числе автор знаменитых портретов великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.