Орловский трамвай: сквозь время

2024-06-06

Автор: Анастасия Девичева, фото автора

В конце мая Музей любимой улицы снова собрал в своих стенах орловцев, интересующихся историей родного города. В этот раз речь шла об электротранспорте областного центра. Лекцию «Орловский трамвай: неразрывная связь времен» (12+) прочитал кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России ОГУ имени И.С. Тургенева Роман Абинякин.



Транспорт из прошлого

Лекция началась с озвучивания интересных фактов о трамвайном движении в Орле. Например, таких.
Орловскому трамваю в прошлом году исполнилось 125 лет. Первый раз он отправился в путь по губернскому центру 15 ноября (3 ноября по старому стилю) 1898 года, а Орел стал вторым городом Российской империи, который обрел этот вид электротранспорта.
Строительство путей не заняло много времени, поскольку изначально предполагалось всего две линии общей протяженностью около 10,2 версты. Движение было организовано следующим образом: двухколейное, но без разворотных колец. Вместо них была переводная стрелка. Полный разворот трамвай делал в районе нынешней библиотеки имени И.А. Бунина.
Самый первый маршрут трамвая был таким: вокзал – улица Московская с выходом на Александровский мост, затем вверх по Болховской (ныне ул. Ленина), потом по Садовой (теперь ул. Горького) до поворота к зданию, на месте которого сейчас располагается библиотека им. И.А. Бунина. Второй путь следования – от современной Комсомольской площади через Александровский мост и до нынешней улицы Пушкина.

Вопрос-ответ

Свой рассказ Роман Михайлович иллюстрировал фотографиями – из собственной коллекции и с сайта Орловского трамвайно-троллейбусного предприятия. Присутствующие с интересом рассматривали снимки и после окончания лекции охотно задавали вопросы.
– В 1906 году трамвай был со стеклянными окнами или без?
– Конечно, со стеклянными. А вот площадки были без дверей, открытые. Более того, вагоновожатый стоял под навесом, который поначалу был закрыт не полностью: существовали только лобовое и боковые стекла.
– И как решилась ситуация с неотапливаемым рабочим местом водителя?
– Проблема есть и сейчас. Зимой в кабине очень холодно. Несмотря на то, что сбоку появились дверь, остекление на окнах, все равно справа все остается открытым. Водителям надо обилечивать пассажиров, а при открытии входных дверей с улицы в салон задувает ветер. Поэтому они и сидят, бедные, в теплых фуфайках и валенках.
– Что нужно, чтобы орловский трамвай «жил и здравствовал»?
– Для сохранения и развития трамвайного движения в нашем родном городе надо создать экономические условия: обозначить социально направленную миссию муниципального транспорта с опорой на критерии: безопасность, бесперебойность движения и комфорт, исключая из них пресловутую прибыльность. А также признать орловское трамвайное движение охраняемым объектом культурного наследия.