Особенности национального сервиса

2019-03-12

Автор: Елена Михалькова

Пункт первый: клиент всегда прав. Если он не прав, смотрите пункт первый. Тридцать лет рыночной экономики в России, казалось бы, давно должны были повернуть избушку, желающую продать товар или оказать услугу, лицом к потенциальному потребителю. Однако, три года прожив в Орле, я на собственном опыте убедилась, что та самая Зина из магазина, чувствующая себя за прилавком владычицей морскою, по-прежнему живет и даже процветает. Знакомство с городом началось с магазина игрушек. Я попросила показать куклу с витрины. Продавец, глядя на меня с брезгливостью, как на раздавленного таракана, произнесла сакраментальное: «Брать будете, тогда покажу».



Научим рисовать методом кнута
На следующий день я решила записаться на курсы рисования для взрослых. Оплатила месячный абонемент и воодушевленная пришла на первый урок. Преподаватель сразу показалась грубоватой. Я подумала, что талантливым людям многое простительно. Многое, но не все. Следом за мной в студию зашла пожилая женщина с полевыми цветами в руках. Она вся сияла: «Представляете, внучка-первоклассница подарила букет. Я хотела бы его нарисовать». «О личном мы здесь не разговариваем! – гаркнула на нее преподаватель. – Вы сюда учиться пришли или языком болтать?» Бабушка на глазах потускнела, цветы померкли.
Я снова решила, что неприятная сцена мне привиделась. Взяла лист бумаги, провела несколько линий и спросила, вспомнив свой тюменский опыт занятий в мастерской художника: «А вы индивидуальные уроки даете?» «Зачем спрашиваете? Вам все равно не по карману», – грубо оборвала преподаватель. Еще пара подобных эпизодов, и я вышла из студии, тихо прикрыв за собой дверь, чтобы никогда туда больше не вернуться.
Вывод: почувствовали угрозу своей психике, спасайтесь бегством.

Про зверинец и зверят
Приспичило мне завести улитку, и в ее поисках я стала обзванивать зоомагазины. Нашелся моллюск только в одном, расположенном очень далеко от дома. Настроившись на долгий путь, я задумалась, стоит ли брать с собой сына. «Девушка, подскажите, есть ли у вас витрины, где можно посмотреть разных рыбок, птиц и животных?» – «Хотите смотреть на зверей, идите в зоопарк!» – крикнула консультант и бросила трубку. Я еще долго не могла прийти в себя от шока.
Вывод: поехать в зоомагазин и посмотреть в глаза говорящему обитателю дна. Спасти из зверинца улитку.

Хотите кофе – варите дома
В кофейню на Ленина мы ходили каждый выходной целый год. Брали пирожные, садились у окна и рассматривали прохожих. Это была наша семейная традиция. До одного случая. Как обычно, вечером зашли в любимое заведение. У барной стойки я рассматривала меню. «Не надо. Сюда. Смотреть! – именно в такой интонации сказала сотрудница заведения и… демонстративно отвернула от меня доску с ассортиментом. – У нас кофе-машина сломалась», – сказала она с чувством достойной героини бульварного романа. Честно говоря, я просто растерялась.
Вывод: человеку, чье поведение вам кажется странным, уверенным и хорошо поставленным голосом сказать: «Я буду жаловаться в Лигу сексуальных реформ!» Посмотреть на реакцию. Скорее всего, классику он не читал. Уйти удовлетворенным.

Прачечная с доставкой на дом
Как найти хорошую прачечную в Орле? Как и все: по отзывам в интернете. У одной из них гордо сияло пять звезд и было много восхищенных комментариев. Быстро, ослепительно чисто, забирают прямо из дома. На последнюю услугу я купилась. Правда, для того чтобы забрали плед из дома, пришлось месяц вести дипломатические переговоры. Начинались и заканчивались они одинаково. «Здравствуйте, я бы хотела отдать в чистку плед» – «Добрый день, сейчас у нас нет свободных машин, мы вам перезвоним, как первая освободится». После пяти безуспешных попыток я связалась с хозяином химчистки. Машина нашлась через полчаса.
Вывод: не тратить время на бестолковых сотрудников, сразу выходить на руководство.

Я хочу предложить вам услугу…
На мероприятии разыгрывали бесплатные сертификаты. Мне достался на организацию одной из зон домашнего пространства. Модная сейчас услуга по созданию удобного и красивого дома. Надо сказать, что с девушкой, которая ее предлагает, мы переписывались и раньше, то есть она знала, что я заинтересованный потенциальный клиент. И что же?
Когда я написала ей в соцсети, что у меня есть бесплатный сертификат, то получила в ответ следующее: «Дело в том, что мне сейчас не с кем оставить дочку. К нам иногда приходит няня, и если вы готовы взять на себя оплату ее услуг, то я с радостью приду. Иначе, извините, не получится».
Я слово дал – я обратно взял. Только вот с клиентом так не выйдет, он уйдет безвозвратно, благо предложений в наших каменных джунглях на каждой пальме.
Вывод: сложно сделать честный бизнес на обмане.

Кому свежие булочки?
В Орле несколько пекарен, специализирующихся на свежей выпечке. Утром захожу в одну в центре города. Выпечка еще вчерашняя. Спрашиваю, когда можно зайти за свежей, говорю, что люблю горячие лепешки. Отвечают: через два часа. Прихожу точно в назначенное время – все остывшее. Ухожу разочарованная. Назвать точное время первой утренней выпечки совсем нетрудно, достаточно заглянуть на кухню через стенку от продавца. В другой булочной мне продали мои любимые плетенки с маком. Вчерашние. Хотя я сказала, что люблю только свежие. Как будто их можно спутать. Продавцы булочек, запомните: вчерашняя и свежая выпечка отличаются примерно как юная невеста и трижды вдова.
Вывод: захотелось булочку – испеки сам.

Секрет на миллиард
Долгое время в России была одна женщина-миллиардер – Елена Батурина, жена бывшего мэра Москвы. Мы не знаем, как именно она нажила свои миллиарды, но догадываемся, что обычному человеку этот путь не преодолеть. Так вот. Совсем недавно появилась вторая – Татьяна Бакальчук, владелица онлайн-магазина Wildberries.
В отличие от Батуриной, муж ее всего лишь радиофизик. А сама она учительница английского. Магазин Бакальчук открыла в 2004 году, находясь в декрете. И сделала миллиарды на очень простой штуке. Она предложила невиданный доселе в стране сервис. Вещи в ее магазине можно примерить по бесплатной доставке и вернуть, если не подошло. Оплата после покупки. Вежливые курьеры. Хорошее обслуживание. Очень удобно, прежде всего, клиенту. Поэтому доход перевалил за сто миллиардов рублей. Поэтому 15 тысяч сотрудников. Татьяна ориентировалась на себя, ей хотелось создать такой сервис, которым бы с удовольствием пользовалась она сама.
Золотое правило нравственности: не делай другому того, чего не желаешь себе, – работает и в обратную сторону. Пеки на продажу такие булочки, какими бы угощал друзей. Если берешься оказать услугу, сделай как для родной мамы. Хочешь, чтобы к тебе приходили еще и еще, встречай и провожай с улыбкой. Может, тогда и получится дело жизни, которое не стыдно будет передать детям и внукам.