Особенности совместных покупок

2019-03-18

Автор: Виталия Румянцева

Совместное приобретение (СП) товаров в интернете бьет рекорды популярности. С помощью организованных сообществ в социальных сетях или через специализированные форумы организатор набирает группу покупателей и заказывает по оптовым ценам товары в каталогах или на сайтах фирм. На выбор участников предлагается практически все: от носовых платков до мебели, от продуктов питания до лекарств. Несмотря на простоту и все кажущиеся плюсы СП в этом способе покупки товаров есть свои жирные минусы. В подводных камнях разбирался «ОВ».



Вскладчину
В совместных покупках хотя бы раз-другой наверняка участвовал каждый из нас. Может, кто-то уже пробовал себя и в роли организатора. Много времени данное занятие не требует и приносит неплохой доход (10–20 процентов от стоимости товара, как правило, получает устроитель). Средства оказываются не лишними, например, для студентов и молодых мам. Именно эта категория чаще всего и выступает инициатором интернет-торговли вскладчину. Только в нашем регионе по запросу «СП Орел» поисковики и соцсети выдают сотни разных групп. А количество их участников перевалило за десятки тысяч.
Я сама не брезговала совместными покупками. Экономия получается ощутимая. Например, бежевая шуба-трансформер (которая после отстегивания рукавов превращается в жилетку) обошлась в десять тысяч рублей вместо заявленных в меховых салонах 20–30 тысяч. А гиалуроновая кислота в таблетках производства США (согласно обещаниям производителя, БАД способствует омоложению) – в одну тысячу вместо двух-трех тысяч рублей в орловских аптеках. Хорошего качества детский спортивный костюм на сына обошелся примерно в 800 рублей. После многочисленных стирок одежда не потеряла внешний вид, и сейчас спортивную «двойку» после нас с удовольствием носит ребенок подруги. А за двухъярусную полочку с 12 баночками со специями я отдала 450 рублей. Словом, выгода налицо.
Расскажу, как происходит закупка. В группе в соцсети или на сайте организатор выставляет товары для заказа и дату окончания сбора. Например, к 1 апреля необходимо набрать для приобретения вскладчину минимум 15 наборов кастрюль по цене 500 рублей за каждый. Минимальное количество товара для оптовой закупки разнится по каждой позиции. Если к обозначенной дате собирается столько, сколько нужно, организатор выставляет участникам счет (включив туда свой процент и оплату транспортных расходов). Допустим, в итоге я плачу 700 рублей, из которых 500 рублей – цена набора кастрюль, 50 рублей – процент организатора и 150 рублей – стоимость доставки. На оплату счета дается в среднем два-три дня. Собрав необходимую сумму, организатор от своего имени делает оптовый заказ. После того как посылка пришла, наши кастрюли можно забрать в пункте выдачи товара или из дома организатора.
Как говорила моя школьная учительница по физике, схема проста, как швабра, поэтому грех ей не воспользоваться. Обычно для приобретения желаемой продукции я обращалась в определенную группу в социальной сети, организатором закупок в которой выступает моя хорошая знакомая. Как вы поняли, никаких претензий к качеству получаемого товара у меня не возникало. Работа велась с проверенными поставщиками, дорожащими своей репутацией. Неоднократно за «дешево-сердито» я получала вещь, выглядящую «дорого-богато».

В погоне за гаджетами
В том, что совместная покупка покупке рознь, недавно мне пришлось убедиться на собственном опыте. Я вступила в орловскую группу СП «Экономим вместе», насчитывающую более 10 тысяч участников. К приобретению через это сообщество предлагается обувь, одежда, аксессуары, бытовая техника и т.д. В описании отмечено, что это «единственная группа в Орле, которая работает официально и платит налоги». Что ж, сей факт не может не внушать доверие. Для оплаты товаров в соответствующей теме указаны реквизиты. Руководителем группы и получателем средств значится Ольга С., зарегистрированная, по ее словам, в качестве индивидуального предпринимателя. Помимо руководителя, контролирующего общий процесс, в группе обычно состоят еще несколько организаторов, отвечающих за конкретные закупки.
Из всего многообразия товаров, предложенных к совместному приобретению, меня и двух коллег привлек фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 3 (заказывать их организатор планировала на сайте одного из телемагазинов). Помимо расширенного описания достоинств представленной модели сего бренда группа и сайт изобиловали множеством фотографий браслета с разных ракурсов. Не было выложено на всеобщее обозрение только фото упаковки. Но на этот недочет мы закрыли глаза.
Шагомеры с функцией измерения давления, пульса, расхода калорий, оценки сна нынче в моде. В среднем в орловских магазинах расценки на этот фитнес-браслет колеблются от 2500 до 3000 рублей. Возможность приобрести товар за 1079 рублей показалась крайне заманчивой. Заказали с коллегами сразу пять новомодных гаджетов – для себя и для детей. С организаторским сбором в 20 процентов шагомер все равно выходил дешевле, чем аналог в торговых центрах, – 1294,8 рубля. Деньги переведены организатору этой закупки Ольге Б. в оговоренные сроки, оставалось только ждать. К вопросу о налогах: для оплаты счета были предложены не привязанные к ИП реквизиты руководителя Ольги С., а личная карта организатора сбора.

Написанному не верить?
И вот настал час икс. Наши долгожданные фитнес-браслеты Xiaomi Mi Band 3 прибыли в Орел. Каково же было разочарование, когда вместо упомянутого товара на руки выдали шагомер совершенно иной фирмы – Intelligence Health Bracelet. Для справки: в орловской рознице его спокойно можно приобрести за уплаченные нами деньги – примерно 1300 рублей. Я сразу же обратилась к организатору закупок в надежде, что нам отдали заказ другого участника. Далее привожу переписку с Ольгой Б.
«Ольга, добрый день. Это не заявленная марка товара. В закупке указано Xiaomi, а это другая фирма», – пишу я. На претензию последовал такой ответ: «Здравствуйте, на сайте есть фото с коробкой. Все пришло, как заявлено, ссылка была на сайт и на эти часы. Отправителю никаких претензий не предъявишь».
Как я уже отмечала выше, в момент заказа фотографий упаковки ни на сайте, ни в группе СП «Экономим вместе» не было. Да и с чего бы фото коробочки стало таким решающим, когда счет нам выставили за фитнес-браслет Xiaomi?! И в описании к заказу речь шла именно об этом бренде. То есть организатор, открывая закупку, не счел нужным проверить соответствие заявленного товара реально продаваемому изделию – а именно так поступают в группе в СП, где я ранее заказывала нужные мне вещи. В этом случае, если продукция отличалась от предложенной на сайте, инициатор связывался с участником и пояснял, что это, аналог или «реплика». В сложившейся же ситуации с браслетом усугублялось все тем, что два из пяти изделий приехали фактически бракованные – с поцарапанными экранами.
Отмечу, что от всех претензий Ольга Б. и сама создатель группы Ольга С. отмахнулись словами: «Организатор является посредником, только помогает вам осуществить покупку и никакого отношения не имеет к поставщику». Однако, к примеру, юристы придерживаются иной точки зрения. В частности, по словам юриста Натальи Бурмистеровой, заложив в итоговую стоимость товара свою наценку, организатор из посредника становится продавцом. А значит, несет всю ответственность за реализуемую им продукцию.


Справка «ОВ»

Для ухода от теневых схем и защиты покупателей Министерство финансов РФ еще в 2014 году обязало организаторов групп совместных покупок зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и платить налоги, приравняв СП к интернет-торговле. Спустя пять лет за незаконную предпринимательскую деятельность, судя по статистике, не оштрафован ни один инициатор СП.