Осторожно: мошенники!

2021-01-15

Автор: Виктория Боженова

2020-й породил новый всплеск мошенничества. Ущерб, причиненный аферистами россиянам, исчисляется миллиардами рублей. Не минула чаша сия и Орловскую область. В зоне риска оказался и стар, и млад. На удочку злоумышленников попался и сотрудник «ОВ».




Справка «ОВ»

Космические «заработки»

За 12 месяцев 2020 года телефонные аферисты и онлайн-мошенники заработали на россиянах почти 150 млрд рублей, подсчитали аналитики портала BrandMonitor на основе данных ВЦИОМа. Из них злоумышленники получили 66 млрд, выдавая себя за представителей финансовых организаций по телефону и снимая деньги через банкоматы. 46,5 млрд рублей заработали на фиктивных медуслугах, а 18,6 млрд принесли им несуществующие интернет-магазины.
На руку преступникам сыграл переход населения на удаленку, повысивший значимость средств коммуникации, и лояльность людей к входящим незнакомым звонкам, полагает руководитель центра мониторинга компании «Инфосистемы Джет» Алексей Мальнев. Так, только в первом полугодии 2020-го Банк России заблокировал более 9,7 тыс. подозрительных телефонных номеров, что в четыре раза больше аналогичного периода прошлого года, следует из отчетности ЦБ.
В среднем за один разговор с мошенниками, представившимися банковскими работниками, россияне отдавали около 27 тысяч рублей. А двум жителям Орла в конце декабря 2020-го телефонные разговоры с такими «сотрудниками», обошлись в 155 тыс. и 260 тыс. рублей. Пострадавшими оказались 21-летняя девушка и 30-летний мужчина.
Как рассказали в региональном УМВД, аферисты, чтобы убедить орловцев перевести им крупные суммы денег, изобретают все новые и новые уловки.

Развод по схемам

В ноябре и декабре 2020-го орловцы попадались чаще всего на две схемы развода. Первая – мошенники звонят от имени банка и сообщают, что с вашими картами или счетами прямо сейчас проводятся сомнительные операции. И рекомендуют для сохранности сбережений или раскрыть все данные, указанные на «пластике», чтобы «сотрудник банка» сам обналичил карту, или самим перевести деньги на «страховые» карты банка и «страховые» сотовые номера.
Часто злоумышленники убеждают взять кредит через интернет-сервисы быстрых займов на крупную сумму, чтобы «вас не опередили мошенники, воспользовавшись данными потерпевших». Заемные средства также переводятся на «страховые» карты.
Для маскировки аферисты используют интернет-телефонию с подменой абонентского номера звонящего (8-800, 8-495, 8-499). Тогда на мобильные телефоны потерпевших приходят всевозможные «справки» якобы от банков и правоохранительных органов и информация о подтверждении операций.
Иногда с жертвами аферистов связываются подельники злоумышленника с номера, якобы принадлежащего правоохранительной структуре, и сообщают, что сейчас ведется разбирательство о мошенничестве по заявлению работников банка. Это делается для того, чтобы пострадавшие не обращались в полицию.
Вторая схема возникла в период карантина на фоне президентских выплат. Получив sms-сообщения с информацией о «выплатах» от государства на ребенка или «пособия» по безработице, орловцы часто сами раскрывали данные своих карт, ведь для перевода денег мошенники просили скинуть банковские сведения, пароли и кодовые слова.
Как отмечает представитель орловского отделения Банка России Александра Наместникова, «теоретически сотрудники банка могут позвонить клиенту, чтобы уточнить какую-то информацию, но настоящий сотрудник банка никогда не спросит ни данные карты, ни код CVC, ни пароль из sms. Если сам клиент звонит в банк, то сотрудник может запросить кодовое слово. Поэтому, получая входящий звонок якобы из банка, повесьте трубку и перезвоните самостоятельно по номеру горячей линии вашего банка».

Счетчики надо?

А сейчас расскажем о набирающей популярность ЖКХ-афере.
Как ранее писал «ОВ», энергетики готовятся к массовому переходу на «умные» счетчики, показания которых будут сразу передаваться обслуживающей компании. С 1 июля этого года их оплачивают не жильцы, а энергетики: стоимость нового счетчика 5–6 тысяч рублей, плюс расходы на его установку в среднем 3 тысячи. Еще раз обращаем внимание, что эта услуга бесплатная. Однако мошенники под видом представителей энергокомпаний и здесь умудряются нажиться.
Так, орловцам в почтовые ящики кладут письма или уведомления на бланках о необходимости замены счетчика. В «документах» говорится, что срок службы прибора истек и его необходимо менять. Далее в письме указывается, что «с учетом новых изменений энергосбытовая компания приобретает счетчик за свой счет, а вам надо оплатить только его установку». А если не замените его, угрожают штрафами. В конце письма – номер телефона для связи.
На удочку по замене счетчиков, несмотря на множество публикаций о таких способах мошенничества, купились уже сотни орловцев, в том числе и сотрудник нашей газеты. Позвонив по указанному номеру, он договорился на замену прибора учета. Пришедшие лже-энергетики даже показали красные корочки, а в конце выдали товарный чек с печатью за установку счетчика. 25 декабря сотрудник газеты позвонил энергетикам, чтобы уточнить, передал ли умный прибор показания. И был сильно удивлен, что его счетчик значится на замену только в 2023 году. А деньги за установку муляжа он отдал неизвестной компании а-ля ООО «Рога и копыта».
Представители Орловского энергосбыта и Орелэнерго заверяют, что их сотрудники не ходят по домам с предложениями заменить приборы учета. У счетчиков есть паспорт, каждый прибор привязан к лицевому счету, информация о дате поверки и сроке службы есть в квитанции об оплате коммунальных услуг, там же прописаны контактные телефоны, в том числе многоканальные, для обращений абонентов.
Год только начался, а мошенники уже наготове. «ОВ» предупреждает орловцев: будьте бдительны и не дайте себя обмануть!