Отпуск в России: тренды и особенности

2023-07-10

Автор: Виктория Боженова, фото автора и Е. Блинниковой

Первый летний месяц уже позади. Но сезон каникул и отпусков по-прежнему в разгаре. По оценкам экспертов, в этом году наши соотечественники предпочитают не экономить на отдыхе. Сколько готовы потратить россияне и какие направления стали в этом году драйверами туризма, выяснял «ОВ».



Выжили сильнейшие

В последние годы в России существенно сократился выбор туристических операторов и агентств (фирм). Эти понятия, кстати, не стоит путать: первые выполняют всю работу по организации тура, формируя готовый продукт, а основная функция вторых – поиск клиентов и реализация туров, предложенных операторами. Процесс тотального исчезновения и тех, и других стартовал еще в 2020-м – в период пандемии. За два года рынок потерял больше половины игроков, специализирующихся на внутренних и внешних направлениях. Так, по данным Минэкономразвития, количество туроператоров в стране сократилось с 1500 до 355, а турфирм – с 13 тысяч до примерно чуть более 5 тысяч.
Что касается Орловщины, по данным регионального департамента культуры, на 26 июня этого года в Едином реестре туроператоров значатся девять представителей (из них два оказывают только туроператорскую деятельность, а семь совмещают ее с турагентской). Еще 123 организации являются только посредниками между туроператорами и покупателями путевок.
К слову, среди орловских туроператоров числится ООО «Агентство космического туризма». Правда, найти телефон компании с одним сотрудником в штате и доходами-расходами по итогам 2022-го свыше 30 млн рублей, судя по открытым данным, не удалось. Как и выяснить, могут ли они предложить орловским туристам, например, отдых на базе центра подготовки космонавтов в Звездном городке или отправить бороздить космические пространства.
Зато остальные региональные игроки сферы отдыха точно могут отправить как к южным берегам, так и к северным границам. И не только нашей страны, но и зарубежья.

Юг, столицы и Кавказ

По информации Ассоциации туроператоров России (АТОР), «фишкой» этого года стали ранние продажи путевок. То есть экономически туризм в 2023-м в этом плане серьезно отличается от других статей расходов, где россияне взяли курс на сбережение.
«В этом году очень ранний старт продаж: объемы января вышли на весенне-летний уровень», – отметил гендиректор одного из крупнейших российских туроператоров Сергей Ромашкин. По его словам, только в январе продажи на отдых внутри страны на 35% превысили показатели аналогичного периода прошлого года. И это несмотря на отсутствие кэшбека за покупку туров по России, объявленного в 2022-м Минэкономразвития РФ для поддержки отрасли. В минувших апреле и мае реализация путевок сохранилась на прошлогоднем уровне (когда она была высокой на фоне поддержки государства).

По оценкам экспертов в сфере отдыха, новых «звезд» на туристическом небосклоне не появилось. Лидеры продаж среди регионов все те же, что были и раньше: курорты Краснодарского края (Анапа, Геленджик), Кавминводы, Санкт-Петербург и Москва. Вместе с тем аналитики отмечают спад интереса к Крыму (при этом полуостров все равно входит в топ-5 самых бронируемых летних направлений), а также к турам на Байкал, Алтай и в Адыгею.
В целом же спрос на отдых внутри страны растет. Драйверами развития интереса к российским достопримечательностям за последние десять лет стали естественные причины: условно невысокий средний чек на отдых в России, удобная транспортная логистика, отсутствие визовых и языковых барьеров. А нынешняя недоступность многих зарубежных направлений, хотя и влияет на внутренний туризм, но точно не в определяющей степени, передает АТОР.
«Внутренний туризм растет без всяких закрытий стран последние десять лет. И не было года, когда бы он начал снижаться», – уверен и Сергей Ромашкин.

Доплата за любимцев

Сколько же стоит отдохнуть этим летом в России? По словам опрошенных «ОВ» местных туроператоров и турагентств, по сравнению с прошлым годом путевки на отдых внутри страны подорожали в среднем на 10–22% в зависимости от направления. Тур на морские курорты длительностью 9–10 ночей (только проживание в отелях) в 2023 году обходится в диапазоне 90–115 тыс. рублей на семью с одним ребенком (29,5–35 тыс. рублей на человека). Примерно столько же придется отдать за путевки по российским городам длительностью 3–4 ночи.


Еще 5–10 тысяч рублей готовы доплатить туристы за право путешествовать со своими домашними питомцами. Таких начитывается порядка 5–10% от всех путешественников.
Кстати, из большинства отдыхающих, которые ездят отдыхать с животными, 35% останавливаются в арендованных квартирах или домах, 31% предпочитают палаточный отдых, у 20% есть собственное жилье в месте отдыха и только 14% бронируют отели pet-friendly (от англ. pet – «питомец» и friendly – «дружелюбный»), где разрешено проживание с домашними любимцами. При этом половина опрошенных все равно жалуется на то, что им остро недостает возможности заселиться в гостиницу с питомцем. Еще 25% хотели бы, чтобы в объектах размещения предоставляли лежанки, клетки или домики для животных, 15% не хватает индивидуального рациона для питомцев, а 11% – груминга и ветеринарных услуг.

Если вам удастся хоть куда-нибудь выбраться в отпуск в этом году, «ОВ» желает провести его незабываемо. Ведь абсолютно неважно место, главное – позитивные эмоции и близкие рядом.


Справка «ОВ»

По данным сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip, чуть больше половины россиян тратят на сувениры, которые привозят из поездок, до пяти тысяч рублей. К наиболее популярным относятся вещи с символикой города или основных достопримечательностей (магниты, открытки, значки, футболки, кепки, посуда, ковры, живопись и пр.). Пользуются спросом и местные продукты, напитки, а также украшения и аксессуары.