«Отщепенцы» поневоле

2024-08-17

Автор: Наталья Синицына, фото автора

Жители улицы Автогрейдерной и переулка Бетонного называют себя «отщепенцами». Связь со средой они утрачивают не по своей воле – единственная дорога в город пришла в негодность и грозит отрезать и без того удаленный участок Орла от цивилизации. Отсутствие тротуаров и уличного освещения усугубляют проблему. Есть ли у местных надежда на светлое будущее, выяснял корреспондент «ОВ».



Непреодолимый путь

История создания Автогрейдерной понятна из названия – дома здесь строились для рабочих завода «Дормаш», производящего тяжелую технику. Первое упоминание улицы относится к 1956 году – тогда сотрудники предприятия радовались получению квартир в десяти минутах ходьбы от работы. У района были все перспективы стать развитым. Но… последний дом здесь построили в 1963 году. И, кажется, это стало последним хорошим, что случалось с улицей.
Конечно, закрытие завода перечеркнуло перспективы развития переулка и улицы. Но мало кто мог предположить, что городские власти совсем позабудут об этом районе. Так, по словам старожилов, дорога, идущая через Автогрейдерную к Бетонному переулку, не ремонтировалась более 16 лет.
Помимо разбитой дороги, путь до города местных жителей осложняется отсутствием уличного освещения. «Дорогу лишь слегка освещают источники света расположенных рядом складов и предприятий. Учитывая, что местность крайне пустынная, даже заброшенная, и кишит бездомными собаками, освещение ой как необходимо», – сетует живущая здесь Марина А.

Потеряли надежду

Путь местных пешеходов проходит через улицу и заросший пустырь, затем им приходится преодолевать еще и железнодорожный переход у станции «Цон» к торговому центру «Южный». Пустырь абсолютно не освещен, кроме того, зарос травой и кустарниками выше человеческого роста. Идти здесь в темное время суток жутковато.
Жители понимают: это не самые популярные и густонаселенные городские территории. Но тем не менее совсем оставлять их без внимания нельзя – поблизости практически нет магазинов, отсутствуют почта, аптека… Добираться до благ цивилизации живущим здесь людям, особенно пожилым, непросто.
Спасением мог бы стать общественный транспорт. Но местная маршрутка №12 неспроста прозвана орловцами «призраком». Заезжает она в район всего дважды в день, забирая в лучшем случае пару-тройку пассажиров – ждать ее часами мало кто имеет возможность.
Местные жители жаловались на нее несчетное количество раз, писали в соцсетях губернатору, обращались в орловское отделение Общероссийского народного фронта… Тогда автогрейдеровцы решили позвонить в «ОВ».

Призрачно все в этом мире…

Собрав все претензии местных жителей, «Вестник» направил запрос в городскую администрацию. Полученный ответ с разъяснением ситуации с транспортным сообщением оказался предсказуем.
«Реестром маршрутов регулярных перевозок маршрутной сети Орла предусмотрено, что транспортное обслуживание ул. Автогрейдерной, пер. Бетонного должно обеспечиваться двумя автобусами маршрута №12. Данный маршрут низкорентабельный. Пассажиропоток нестабилен, собираемость выручки крайне мала. По этой причине сложно найти перевозчиков, которые должны его обслуживать. Но, учитывая потребность жителей в перевозках, данный маршрут в Реестре маршрутов значится. При проведении конкурентных процедур… заявок на один из графиков вообще не поступало. Второй график обслуживает перевозчик, согласившись исполнять движение только по сокращенному расписанию, с ограниченным количеством рейсов. Администрация города принимает все необходимые меры по поиску перевозчика», – гласит ответ городских властей.
Похоже, опять все упирается в нерентабельность. Эта отговорка заучена чиновниками как мантра. О непроработанности муниципальной сети маршрутов не говорил только ленивый. И хотя власти признают наличие «потребности жителей в перевозках», браться за модернизацию транспортной сети не спешат. Поэтому 12-й маршрут, по всей видимости, надолго еще останется «призраком».

Благоустройства не ждите

Да что говорить о транспортном сообщении – не стоит ждать местным даже освобождения района от кустов и бурьяна. Согласно ответу мэрии, участок не включен в план по покосу, так как пустырь – неразграниченная территория, на него нет правоудостоверяющих документов.
Можно не ждать автогрейдеровцам и разрешения проблемы разрушенного дорожного полотна. По словам властей, на его ремонт «денег нет».
«Сотрудниками МКУ «ОМЗ г. Орла» была разработана проектно-сметная документация на устройство линии наружного освещения… сметная стоимость строительства которой составила 547 318 руб. После чего в адрес управления строительства, дорожного хозяйства и благоустройства администрации… было направлено письмо о необходимости доведения лимитов бюджетных обязательств на выполнение данных видов работ. По состоянию на 25.07.2024 года лимиты… не доведены. МКУ «ОМЗ г. Орла» сообщает, что требуется перерасчет сметной документации в текущий уровень цен, что приведет к изменению сметной стоимости».
В переводе с языка чиновников, это значит, что дорогу сделают, когда появятся деньги. Но, как известно, городская казна финансами не изобилует…
Получается, ситуация зашла в тупик, и жителям Автогрейдерной улицы и Бетонного переулка улучшений ждать не приходится. Понимая это, «отщепенцы» – обитатели этого райончика – при первой возможности постараются покинуть местность. А значит, часть города скоро окончательно превратится в заброшенный пустырь, как было более шести десятков лет назад. Городские окраины обречены на вымирание?


Справка «ОВ»

На следующий день после ответа администрации Орла на запрос «ОВ» участок, который ведет к железнодорожным путям, был частично окошен. Кто стал заказчиком работ, выяснить не удалось.