«Пегий пес…»: о жизни, смерти и выборе

2024-03-11

Автор: Наталья Синицына, фото Петра Мусатова

Репертуар ОГАТ имени И.С. Тургенева пополнился новинкой. В конце февраля орловские театралы побывали на премьере спектакля по повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» (12+).



По законам природы

Спектакль переносит зрителя на дальневосточные просторы, к суровым скалистым берегам холодного моря. А еще в юность, где многим пришлось пройти через испытания жизненными невзгодами…
«Пегий пес, бегущий краем моря» – история из жизни нивхов, коренных обитателей побережья Охотского моря. Это своеобразный урок, преподнесенный писателем Айтматовым: человек – не царь природы, не ее венец, лишь порождение, а значит, должен с уважением и почтением относиться к ней.
… Для маленького нивха Кириска настало время взросления, он должен пройти обряд инициации: взрослым считается тот, кто умеет добывать еду. А пока не стал охотником, ты ребенок.
Мальчик выходит в море вместе со старейшиной клана Органом, своим отцом Эмрайином и двоюродным братом отца Мылгуном. Мужчины попадают в туман, теряются в море, у них заканчиваются запасы пресной воды… Это становится испытанием не только для юного Кириска, но и для его взрослых спутников. Хватит ли у них сил сделать все для спасения паренька, продолжения их рода?

Полтора часа в напряжении

Основной конфликт произведения – борьба человека и стихии. И антагонист здесь – не водная гладь и беспросветный туман, а сама жизнь, с ее потерями, страхами, непростыми ситуациями.
За час с небольшим, что идет спектакль, зрителя «погружают» во многие темы – сотворение человека, осмысление его жизни и долга перед ближними, расстановка жизненных ориентиров. И оттого постановка кажется «плотной», насыщенной, держащей в напряжении каждую минуту.
«Изначально я предполагал, что спектакль будет идти не менее двух часов. Но, начав работу, понял, что можем потерять внимание зрителя. И тогда мы пришли к этому хронометражу, – объясняет свое решение режиссер Владимир Хрущев. – Литературная основа сталкивается с драматическим искусством. Нельзя просто пересказать сюжет, нужно показать конфликт, дать противоборство, драматическое действо. Чтобы подать историю в таком камерном пространстве, которое мы выбрали, пришлось многое отсечь от первоначального источника, оставив самую суть».

Очередной эксперимент

«Пегий пес, бегущий краем моря» – не первая работа Хрущева с литературной основой, имеющей этническую окраску. На вопрос, действительно ли он отдает предпочтение национальным авторам перед европейскими, режиссер отвечает отрицательно, но поясняет, чем они отличаются: «Такие авторы близки к природе человека, к физиологическим вещам. С этим очень интересно работать, здесь большая свобода творчества».
Надо отдать должное режиссеру – свободой он пользуется с большим желанием, не боится экспериментировать со сценическим пространством, с его наполнением. Эта смелость наблюдается во многих его работах – «Кутига», «Синьор Тодеро – брюзга»… Не стал исключением и новый спектакль. В этот раз режиссер выбрал малую сцену, минимум декораций и изобразительных средств. Единственный дополнительный элемент – куклы. Именно они стали героями первой части постановки.
Вот что говорит по этому поводу режиссер: «Мы исследуем мир маленького народа, отважных морских охотников, со своей удивительно глубокой философией жизни. Мне показалось закономерным, что он тождественен миру маленьких кукол. Более того, это стало замыслом спектакля, его основной идейной художественной особенностью».
Театральная труппа признается, что им пришлось учиться работать с куклами, так как такой опыт у них впервые.

Смелое решение

Минимализм в оформлении (море имитирует развевающаяся ткань и игра света) становится скромной огранкой главной драгоценности действия – жизни «маленького человека». Но здесь это не чеховский, не пушкинский персонаж. В «Пегом псе…» человек – частичка природы, подчиняющаяся ей, живущая с ней в гармонии, но не униженная таким подчинением. Здесь другая система координат: все – часть одного большого мира, гармоничного и естественного.
Нивхи благодарны своему появлению на свет – и славят утку Лувр, которая создала земную твердь. Нивхи наслаждаются дарованной им возможностью любить и давать потомство – и благодарят Рыбу-женщину, основательницу клана, мать всего живого. А скалы, почти ласково прозванные племенем Пегим псом, – хоть и суровые, опасные, но служат охотникам ориентиром.
Нужность, ценность каждого не умаляется, а смерть индивида лишь подчеркивает, что все циклично: на смену старикам приходит молодое поколение. Без перемен, пусть и болезненных, не бывает жизни. И все должно идти своим чередом, по закону жизни, природы.