Первый таран в орловском небе

2010-04-07

Автор: Николай АНДРЕЕВ

В августе 1941-го в небе над Орловской областью советский летчик Николай Власов совершил один из первых воздушных таранов.



МИГ в очередной раз заходит в хвост «Юнкерсу». Фюзеляж бомбардировщика вписывается в прицел и полностью заполняет небо. Стрелки бомбардировщика из всех стволов поливают атакующий истребитель, не жалея боезапаса. Огненный ливень свинца заставляет прекратить атаку. Но не в этот раз. Уже невооруженным глазом видны заклепки, переплет фонаря, силуэты членов экипажа в кабине. Палец нажимает на гашетку. Пулеметы молчат.

Сияющий на солнце диск вращающихся с бешеной скоростью лопастей воздушного винта Мига почти перерубает фюзеляж «Юнкерса» пополам. Плоскость крыла бьет по хвостовому оперению «88-го» – и воздушный разведчик противника переходит в беспорядочное падение. От сокрушительного удара МИГ-3 вздрагивает, его трясет, словно в лихорадке. Куски отлетевшей обшивки разбивают фонарь кабины пилота.

На какое-то время командир эскадрильи старший лейтенант Николай Власов из 42-го истребительного полка ВВС Брянского фронта потерял сознание. Истребитель падал вслед за разваливающимся на части «Юнкерсом». Придя в себя, летчик с трудом вывел из пике почти неуправляемый самолет. Но тяжелый МИГ это не планер – долго не протянешь. Пришлось идти на вынужденную посадку. На первую попавшуюся площадку. Подоспевшая пехота вытащила старшего лейтенанта Власова из того, что еще недавно было новейшим советским истребителем МИГ-3. Николай снова был без сознания…

19 августа в ежедневной фронтовой красноармейской газете Брянского фронта «На разгром врага» появилась статья: «Летчик Власов идет на таран…». Заметка коротко рассказывала о событиях в воздухе 18 августа. Это был первый воздушный таран, совершенный в небе Орловщины.

Данные по ежедневным потерям «Юнкерс-88» за 1941 год найти сейчас очень сложно. Но именно «живучесть» этих самолетов заставляла советских летчиков идти на них в лобовую атаку. Необходимо отметить, что за свой подвиг летчик Власов награжден не был. Хорошо, что не наказали за поломку самолета. И такое могло быть в августе 41-го. Только командованию дозволялось без толку терять самолеты. И не только поштучно, но и целыми эскадрильями. Более того, в документах Брянского фронта даже не названа фамилия еще одного пилота, таранившего истребитель противника уже в сентябре 1941 года! Что называется, факт отметили и хорошо.

А что же сталось со старшим лейтенантом Власовым? После госпиталя он вернулся в свой полк, где до полного выздоровления занимался подготовкой к боевым вылетам молодых пилотов. Его опыт инструктора и боевая закалка первых месяцев войны были незаменимы.

А полк воевал с полным боевым напряжением. Если на 16 августа 1941 года в полку было 32 МИГ-3, в начале октября полку придали еще одну эскадрилью (10 самолетов) ЯК-1, то к 11 октября в 42-м истребительном полку осталось всего 12 машин. При этом сложно сказать, какое количество самолетов полка прошли ремонт в этот период и сколько самолетов полк получил на пополнение (а пополнение было!).

В июле 1942 года имя майора Власова прогремело по всей стране. Тогда он вывез из-за линии фронта на самолете У-2 сбитого во время боевого вылета летчика-бомбардировщика старшего лейтенанта Ф. Демченкова, Героя Советского Союза.

23 ноября 1942 года майор Власов был отмечен званием Героя Советского Союза за совершенные 220 боевых вылетов, 27 воздушных боев, 10 лично сбитых самолетов противника. Вскоре подполковник Власов был назначен на должность летчика-инспектора ВВС Красной Армии.

29 июля 1943 года подполковник Власов пропал без вести, вылетев с аэродрома Плеханово в Ленинград. И только в конце пятидесятых годов прояснилась судьба летчика. Плен. Крепость-тюрьма Вюрцбург, лагеря смерти Дахау, Маутхаузен, блок №20 – «блок смерти» в лагере смерти! В 20-м блоке подполковник Власов был одним из организаторов восстания заключенных. 29 января 1945 года, за несколько дней до восстания, он погиб.

Необычна судьба Звезды Героя Советского Союза. Перед переводом в концлагерь Дахау Николай Власов успел передать награду находившемуся в той же тюрьме генералу Лукину, который после освобождения из

плена вернул Звезду и другие награды Власова родителям героя.

10 декабря 1960 года Герой Советского Союза подполковник Николай Иванович Власов навечно зачислен в списки авиаполка, в составе которого 18 августа 1941 года он совершил первый воздушный таран в орловском небе.