Песни тоже шли в бой

2020-05-13

Автор: Инга Радова

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» – стихами ответил поэт В.И. Лебедев-Кумач на слова начальника штаба Северного флота: «Сейчас не петь надо, а фашистских гадов бить». Время показало, что песни воевали вместе с солдатом: берущие за душу мелодии, неподдельной искренности тексты, распевный ритм поднимали боевой дух, дарили душевные силы ждать и надеяться, что выстоим и победим, помогали выговориться тоске бойца по оставленному дому и любимой. Стихи, лирические, патриотические, шутливые, на фронте и в тылу тоже помогали бороться и верить в Победу. Давайте вспомним несколько произведений тех героических лет…



«На поле танки грохотали»

21 июня 1941 года началась самая страшная война в истории цивилизации. Это была борьба не за территории и ресурсы: с Советским Союзом Гитлер вел войну на тотальное уничтожение народов.

Сердечная жалоба и терзающая душу тревога солдата, на плечи которого обрушились все ужасы фашистского кровавого армагеддона, изливаются в народной песне-плаче «На поле танки грохотали».

Композитор и автор слов неизвестны. Мелодия заимствована у шахтерской «Песни о коногоне» начала XX века. В записи она впервые прозвучала в 1939 году в фильме «Большая жизнь». В разных версиях песни количество куплетов варьируется. Самый старый из дошедших до нас вариантов песни о танкистах приведен в повести Виктора Курочкина «На войне как на войне» 1965 года. Вот фрагмент его произведения: «Ее пели, и когда было весело, и так просто, от нечего делать, но чаще, когда было невмоготу тоскливо:

Нас извлекут из-под обломков,
Поднимут на руки каркас,
И залпы башенных орудий
В последний путь проводят нас».

Многим непонятно, что подразумевается под словом «каркас». Малоизвестный факт: каркасом назывались носилки, при помощи которых в танк загружали боекомплект. Было у каркаса и печальное предназначение – служить для переноски тел погибших танкистов, которым отдавали воинские почести.

«… У Малешкина выступили слезы, горло перехватило, и он неожиданно для себя всхлипнул. Щербак с Бянкиным взглянули на него и залились пуще прежнего:

И будет карточка пылиться
На полке позабытых книг,
В танкистской форме, при погонах,
А он ей больше не жених».

Свои варианты песни были у летчиков, матросов, партизан, ракетчиков, машинистов и даже водителей трамваев.

«Синий платочек»

Порой мирные довоенные песни становились первыми военными – тогда они обретали новый смысл и особую пронзительность, повествуя о любви, о встречах и разлуках, о природе, как бы напоминая о той мирной жизни, за возвращение которой шла «война народная, священная война». К таким песням относится «Синий платочек».

Весной 1940 года в Москве гастролировал польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». На одном из концертов побывал поэт Я.М. Галицкий. Среди мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского ему особенно понравилась одна мелодия, и тут же, прямо во время концерта, он написал к ней стихи.

Песню включили в свой репертуар Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин. Однако широкую известность получил фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала Клавдия Ивановна Шульженко. Время его написания – 9 апреля 1942 года. Автор – сотрудник газеты «В решающий бой!» лейтенант Михаил Александрович Максимов.

5 апреля певица выступала перед ранеными в клубном зале ленинградской школы. Бойцы прислали записку с просьбой исполнить «Синий платочек». После концерта Шульженко обратилась к Максимову с предложением написать новые стихи.

Бойцы поднимались в атаку с криками «За синий платочек!», произведение стало «песней окопного быта», придавало силы раненым. «Очень сильное средство – эти музы», – говорил один из военврачей, удивляясь быстрому выздоровлению солдат, их горячему желанию увидеть выступления Шульженко и других артисток в госпиталях.

Красивое концертное платье и туфли на высоких каблуках были обязательным атрибутом Клавдии Ивановны. На кузовах машин, в блиндажах и землянках, сквозь дым, грязь, порой под обстрелом и бомбежкой, она появлялась будто из другой, мирной и счастливой жизни…

«Пусть всегда будет солнце…»

В мае, когда на земле бушевала весна, когда белоснежные кружевные облака спорили в беспечности с черемуховым цветом, когда соловьи совсем потеряли голову, а огненно-алые тюльпаны, как стойкие оловянные солдатики у полкового знамени, вытянулись во фронт навстречу солнцу, пришла Победа.

«Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, – голосом Ю.Б. Левитана торжественно впечатывали в историю слово за словом все репродукторы и радиоприемники страны. – Германия полностью разгромлена».

«Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!» – эхом разносилось в сердцах выживших. Но…

Не для меня придет весна,
Не для меня Дон разольется,
Там сердце девичье забьется
С восторгом чувств – не для меня.

По разным оценкам, до 60 миллионов погибших, десятки миллионов покалеченных, несчитано сломанных судеб, четыре года тяжелейших испытаний за гранью возможного – это самая высокая цена в истории человечества, заплаченная за жизнь, свободу, независимость и право на самоопределение народов мира.

Вновь распахивается весеннее лазоревое небо, солнечные лучи согревают землю, и, как всегда в это время, обнажаются старые раны:

А для меня кусок свинца,
Он в тело белое вопьется,
И слезы горькие прольются.
Такая жизнь, брат, ждет меня.

В местах боевых действий, вымываемые из почвы дождями и ручьями, показываются осколки снарядов, гильзы, детали оружия, пробитые пулями каски, ремни и пряжки, фрагменты одежды…

Поисковые отряды неравнодушных энтузиастов, зачастую за счет собственных средств, отправляются на места кровопролитных боев и бережно собирают многочисленные находки. Но их основная задача – кропотливо работая в болотных топях в сырую погоду, среди комаров и мошки, найти и поднять останки погибших защитников Родины. Во время Второй мировой пропало без вести более двух миллионов человек, и поисковики стремятся вернуть героев из безвестности.

По информации «Поискового движения России», только за прошлый год участники поисковых организаций провели 2060 экспедиций в 37 регионах страны: подняты останки более 19 000 бойцов, установлено почти 1200 имен героев.

Но сколько еще их, пропавших без вести, умных, красивых, полных надежд на будущее, с кем могли бы дружить, ходить на свидания, читать стихи, петь на приятельских пирушках, сколько их осталось лежать «у незнакомого поселка на безымянной высоте» во имя мирного неба у нас над головой?..

Пока не будет похоронен последний погибший солдат, мы не имеем морального права считать войну оконченной.