Петербург Достоевского

2021-11-05

Автор: Ирина Крахмалева, фото автора

Автору романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» 11 ноября (по новому стилю) исполнится 200 лет со дня рождения. В нашей стране официально открыты шесть музеев в честь классика, но особой притягательностью для публики, вне всякого сомнения, обладает литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в доме №5/2 в Кузнечном переулке Северной столицы.



Филологическая дискуссия

Петербург у Достоевского, как и у Пушкина, Гоголя, – это особое пространство, можно сказать, отдельное действующее лицо в произведениях, причина и следствие многих поступков, лишений и изломов судьбы персонажей, которые, творчески осмысленные, выросли из реальной среды, наблюдаемой писателем («Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге»). Проблематика и система образов, постановка и решение «проклятых» вопросов, своеобразие художественного метода и стиль писателя, его наследие как публициста, безусловно, требуют не одной заметки к 200-летию. Уверена, что литературоведы, состоявшиеся и начинающие, успешно работают в этом направлении.
Отрадно, что в юбилейные дни, 11–13 ноября, анонсирована XLVI Международная конференция «Достоевский и мировая культура» (совмещение классического формата с онлайн-включением). Ее организаторы – Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского, Российский фонд культуры, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля – сформировали серьезную научную программу. В события конференции включены панихида в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возложение цветов к могиле Достоевского в Некрополе мастеров искусств, круглый стол «Достоевский в духовном опыте XX–XXI веков» и обсуждение многочисленных докладов от почитателей творчества писателя, отечественных и зарубежных (заявлена, к примеру, тема «Воспоминания о праздновании 175-летия Достоевского в Дрездене»).
Оказавшись на конференции, гости смогут посетить юбилейную выставку, буквально недавно открытую Русским музеем в Михайловском (Инженерном) замке, с которым связаны годы учебы писателя в Инженерном училище (Федор Михайлович окончил в этом заведении, куда его отправил отец, полный курс наук в 1843 году). Музей решил показать ту часть коллекции, которая содержит живописные, графические и скульптурные произведения, связанные с именем писателя. Устроители экспозиции отмечают, что основной корпус материалов составляют интерпретации образа самого писателя и его произведений в изобразительном искусстве, ставшие ответом на 150-летие Достоевского, отмечавшееся в 1971 году.

Рro et Contra

Кроме того, на конференции планируется обсуждение открытой чуть больше месяца назад новой литературной экспозиции в петербургском музее, которую назвали «Достоевский. Жизнь и творчество: Pro et Contra». Обновление экспозиции прошло к 200-летию со дня рождения писателя и 50-летию петербургского Музея Достоевского.
Литературовед, директор Петербургского литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Наталья Ашимбаева подчеркивала в интервью федеральным СМИ, что мемориальная квартира писателя остается неизменной. Старый доходный дом, где она располагается, находится рядом с известным некогда Кузнечным рынком. С октября 1878 года Достоевские (на тот момент сам писатель, его жена и двое детей) снимали здесь квартиру.
Примечательно, что в жизни писателя присутствовала своего рода закольцовка начала и конца творческого пути: он уже жил в этом доме, когда стал литератором (ранний период отмечен так называемыми петербургскими повестями: «Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи»…), а 28 января (по старому стилю) 1881 года там же окончил свой земной путь. На дом, где в советские годы появились коммунальные квартиры, а внизу был магазин, в 1956 году прикрепили мемориальную доску. В 1971-м, к 150-летию Достоевского, в квартире открылся музей, инициатором создания которого был Андрей Федорович, внук писателя, – его коллекция и стала музейным ядром.
Автор этого обзора была в музее трижды. Самое первое впечатление от посещения квартиры – от простоты быта, некоторой скромной мрачности – со временем не выветрилось.
Новая литературная экспозиция, по замыслу ее создателей (Натальи Ашимбаевой и Бориса Тихомирова), должна отражать противоречивую натуру Достоевского, многогранность его переживаний, непрерывный внутренний духовный поиск, в том числе через проработку характеров с помощью обращения к подсознанию, глубинам человеческого «я». В то же время здесь представлена и биография писателя, от рождения до смерти. Вообще же, структурно и содержательно новая экспозиция состоит из двух частей – до 1864 года и после. Повествуют материалы и о современниках классика, в числе которых упомянуты орловцы, западники И.С. Тургенев и Т.Н. Грановский.
Драматизм, вызванный участием в кружке Петрашевского, арест, приговор к расстрелу, замена ссылкой, встреча с каторжниками – показалось, эта переломная часть судьбы передана очень подробно и основательно. Освещены и заграничные поездки писателя, его мысли и чувства в то время.
И, конечно, самое знаковое – продукт философских, подчас мучительных дум – издания произведений, творческие рукописи и документы (представлены в копиях). В глаза бросается скрупулезная, обстоятельная работа над текстом, планы к романам, письма к близким людям по поводу авторских задумок, которые войдут в историю мировой литературы как Великое пятикнижие.
Экспозиция имеет современное оформление (световое и цветовое решения, насыщение цитатами, что приближает зрителя к языку писателя), оснащена новыми техническими каналами получения информации (у посетителя есть возможность отсмотреть видеоматериалы – программы «Петербург Достоевского», «Заграничные поездки Достоевского», «Образ Достоевского» в фотографиях, живописи, графике, скульптуре»; по желанию можно воспользоваться аудиогидом на русском и иностранных языках). Кстати, музей давно и с успехом проводит также уличные экскурсии по маршрутам Северной столицы, связанным с жизнью и творчеством писателя.
Думается, в столь солидную дату будет уместно вспомнить Петербург Достоевского и прогуляться по нему, реально или виртуально. А в помощь – музей с его новой экспозицией. Все подробности – на официальном сайте учреждения культуры. Там же есть и материалы к самостоятельному изучению мира Достоевского.