«Пластика» музыки Ракитина

2020-10-07

Автор: Наталья Синицына

Сегодня героем нашего интервью стал Алексей Ракитин – музыкант, известный далеко за пределами Орла. Он и его коллективы выступают на столичных площадках, его песни звучат на радио. Названием своего материала мы хотели отразить сразу несколько тезисов: творчество Алексея Ракитина весьма пластично и плавно перетекало из проекта в проект. Что для него ближе – читайте ниже.



– Как ты стал заниматься музыкой?

– В 15 лет я сильно увлекся музыкой 60-х и в первую очередь The Beatles. Люблю их всем сердцем до сих пор. И тогда же я случайно увидел клип Nirvana In Bloom и почему-то решил, что тоже так смогу. Это было достаточно опрометчиво.

– Когда, при каких обстоятельствах ты понял, что музыка может приносить доход? Как в первый раз монетизировал свое творчество?

– Долгое время ни один из моих проектов не зарабатывал ни копейки, это тянулось с 1996 года. В 2006-м мы стали изредка получать доход за свои выступления. Сущие крохи и очень редко. Это был постепенный процесс. Но понимание того, что музыка может приносить стоящий доход, пришло только в 2010 году, после того как я написал свою первую песню для Елки. Это была «Лава» для ее альбома «Точки расставлены».

– С какими известными музыкантами тебе удалось поработать?

– Я писал песни для Елки, тексты для Звонкого, в паре треков мы поработали с Тиной Кузнецовой и Юрием Усачевым (Zventa Sventana), сотрудничал с группой «Ключи», а также придумал концепцию звучания и записал все аранжировки для двух последних альбомов Константина Ступина.

Да, еще один интересный опыт сотрудничества – я сделал клип для группы «Винтаж» на их песню «Кризис». Но есть песни для менее известных широкой публике артистов, работа с которыми была интересной и плодотворной.

– Что касается твоего личного творчества… В свое время выстрелила «Пластика». Но уже долго мы о ней ничего не слышали. Группа взяла творческий тайм-аут или прекратила существование?

– «Пластика» изначально создавалась как группа, в которой творческая составляющая была распределена между участниками достаточно равномерно. Но постепенно состав менялся, и группа превратилась в практически сольный проект. Мы, конечно, пытались менять это положение дел, но в силу множества причин все процессы все равно замкнулись на мне. Оказалось, что я писал все песни, а под каким именем их выпускать, «Пластики» или Banev (сольный проект музыканта. – Прим. ред.), – это просто формальность. В 2018 году я решил заморозить проект и сосредоточиться на Banev.

– Недавно ты вместе с Владимиром Вараксиным (солист группы «Туризм») создал проект «Варрава». Почему вдруг фольклорные мотивы появились в творчестве?

– Так получилось, что я услышал записи, на которых Владимир исполняет фолк-песни, и почувствовал, как это круто и как все можно докрутить и аранжировать.

– «Банев», «Пластика» и «Варрава» – проекты сильно отличающиеся. Какой стиль тебе сейчас ближе всего?

– Я комфортно себя чувствую во многих стилистиках – от техно до эмбиента, от поп-музыки до хардкора. Все зависит от настроения, эмоциональных предпочтений в конкретный момент, от содержания самих песен, над которыми работаю.

 

Я, честно говоря, не оцениваю свои занятия музыкой по шкале успеха. Если у меня что-то получается в плане распространения моего творчества, я, безусловно, радуюсь. Если вдруг мои песни проходят незамеченными – просто работаю дальше.

 

– Твой последний концерт в Орле был год назад. Есть ли планы в скором времени устроить выступление в нашем городе?

– В мире и в России сейчас такая ситуация, что организовывать выступление в Орле в ближайшее время я точно не планирую.

– Какие вообще планы на ближайший год?

– В принципе, стандартные – писать песни.

– Есть ли у тебя песни, посвященные конкретным людям?

– Сочиняя песни, я часто думаю о каких-то людях – и близких мне, и лично незнакомых, и о персонажах художественных произведений, и об исторических личностях. Но я предпочитаю не раскрывать эти по большей части ненужные слушателям подробности. Если брать то, что я публично обозначал, то, наверное, это только песня «Ледники», посвященная памяти Сергея Бодрова-младшего.

– Сейчас будет немного провокационный вопрос. Считаешь ли ты, что добился максимального для себя успеха?

– Честно говоря, не оцениваю свои занятия музыкой по шкале успеха. Если у меня что-то получается в плане распространения творчества, я, безусловно, радуюсь. Если вдруг мои песни проходят незамеченными – просто работаю дальше. Я занимался музыкой абсолютно без какого-то успеха и перспектив с 1994-го до 2010 года, и это не заставило меня сменить род деятельности или бросить эту сферу.

– Что скажешь о музыкальной тусовке Орла? Есть ли возможность здесь серьезно заниматься музыкой?

– Это зависит не от места, а от самого человека. А если брать орловскую сцену, то, я считаю, это одна из самых интересных в Центральной России. У нас очень много самобытных и крутых проектов: «Туризм», «Горький», «Яйцы Фаберже», Coffeeshop, «Помни имя свое», Константин Ступин, «Пилоты-Бегемоты» и другие.

– Опытные музыканты, имеющие багаж знаний, формируют обучающие школы, курсы, мастер-классы. Задумывался о преподавании?

– Нет, я не думал о подобных практиках. Не обладая методикой, четким целеполаганием, вряд ли смогу поделиться чем-то ценным и, главное, научить, а не просто заработать денег на интересе людей.

– В конце сможешь дать небольшое напутствие для начинающих музыкантов?

– Если вы решили заниматься творчеством, не обращайте внимание на критиков, продолжайте, несмотря ни на что. Занимайтесь саморазвитием, читайте больше книг и не думайте, что все произойдет быстро, легко и само собой. Творчество – это не только удовольствие, но и труд.