Плесните колдовства

2022-12-08

Автор: Ольга Сударикова, фото театра «Ювента»

Хорошо быть маленьким. Съешь печенье с надписью «Добро» – и уверен, что будешь добрее, схрумкаешь «Радость» – понимаешь, что станешь радостнее. Пожуешь «Тепло» – и чувствуешь, как становишься… теплее. У взрослых нет таких волшебных печенек. Но зато у них есть, к примеру… театр.



Дело молодых

Если не хватает конкретно «Тепла» – вам на премьеру народного театра ОГУ им. И.С. Тургенева «Ювента» «Не холодный дом» (12+). Коллектив, возглавляемой неподражаемой Натальей Смоголь, открыл свой 23-й сезон спектаклем по пьесе А. Афиногенова «Машенька». Для самой «Ювенты», известной смелыми творческими экспериментами, курсирующей от «мезозойской» классики до абсурдистских вызовов, эта постановка скорее не традиционна. Стоптанные тапочки и глаза, полные слез, листки календаря, равнодушно машущие вслед осени и зиме, дурацкая кружка и глупые поступки… Ничего театрального. Лоскутное одеяло жизни.
Названа лирическая история не по-афиногеновски. Здесь на первый план выходит не один конкретный герой, а поочередно все гости и обитатели дома академика Василия Ивановича Окаемова (Антон Бушунов). Персонажи ютятся в условных «гостиных-прихожих», уходят и приходят, суетятся со своими любовями-нелюбовями: крохотными и огромными, тлеющим и мерцающими, неожиданными и закономерными.
К примеру, домработница Окаемова Мотя (Полина Евтухова), взявшая на себя роль сварливых, но в меру покладистых домашних пенатов, любит всех: и дом, и его наполнение. Любит буднично, сердечно, научившись не показывать эту свою любовь, в которой растворилась и законсервировалась. Доктор Туманский (Иван Карпушкин), напротив, ищет выход своей неумеренной любвеобильности.
Герои давно привыкли к себе таким. Кто-то жаждет бури, кто-то тихого приюта, кто-то привык, что все удается в жизни, кто-то – что все создается!
У инженера Леонида Борисовича (Матвей Бритвин) «обстоятельства» сложные, но едва ли сложнее, чем у каждого из нас в реальности. Его девиз: «Сейчас!» Его взгляд горит. Поэтому все как-то само собой получается. Правда, временами вспоминается песня про некого капитана, который раз пятнадцать тонул и погибал среди акул, а в любовных волнениях чуть не дал приказ сушить весла… Да он просто хороший человек, который заслуживает счастья. Подумаешь!
Есть еще некто Виктор (Константин Баблак), пока только пробующий моду на любовь. Видит, что все о ней на разные лады говорят, и сам повторяет, примеряется. Точнее – примеряет маски: стихи, романтика, отверженность тонкой души, признания – какая интересная игра!

Не спрячешься, не скроешься

У сторонника фактов Окаемова, который чувствует себя весьма посредственно и даже очень плохо, с головой погряз в своей палеографии, и у нежданной-негаданной внучки Маши (Яна Казбанова), выкинутой из новой жизни матери, действительно все сложно. Настолько, что герои смотрят одна в пол, другой – в свой XIII век, и совсем не видят друг друга, а значит, и поддержки, и надежды, и любви. Персонажи в одиночестве – как в коконе. Как бы ни старалась Мотя: «Скажи по правде», «Живи по любви», не может помочь достучаться друг до друга…
Когда два одиночества пересекаются наконец душами, первым у актеров оживает взгляд. Окаемов следит глазами за полетом фантазии своего друга-инженера, а потом уже постепенно учится видеть хорошее и в реальной жизни, которая начала улыбаться! Маша настолько наполняется светом, что сама начинает светить. Герои начинают игру: холодно – теплее – горячо! Даже книги превращаются в шубу! Даже эгоистичные ледышки – в сердце!
Скучный чудной старик Окаемов, почувствовавший тепло, тревожится, что не сможет греть в ответ. Милая добрая, наивная, честная Маша боится не найти ответного тепла, подвести, не знает, как лечить собственные ожоги…
Реальные герои в реальных обстоятельствах: все мы рано или поздно узнаем любовь, взлетим, опалим крылышки и снова будем пытаться взлететь.
Долго и упорно разбираясь, кто кому нужен, спектакль подталкивает к вводу о том, что все нужны всем. Даже подлость в мире к месту: помогает научиться прощать.

Романтика романса

Постановка как-то чудесно и просто все раскладывает по местам. Звучит с проникновенностью и строгостью романса. Сразу понимаешь, что уроки обольщения от обворожительного Туманского совсем не про любовь; что зло, гордость и безразличие вернется сторицей; что любить – значит жертвовать… и трудиться. Все черпается, приходит только из собственного опыта ошибок, разочарований и случайных радостей. Нет там ничего дельного на странице 80 в книге «Особенности возрастной психологии».
Времири (Дарья Хочунская, Дарья Моргунова) привычно вертят шестеренки года. Мудро смотрят на нас, суетящихся, создают антураж. Они, невидимые, отстраненные, но реальные, тоже иногда улыбаются. Например, увидев новую Машу. Актриса словно преобразилась по мановению волшебной палочки! Она другая – любимая!
Да и Окаемову ничего не стоило скинуть пару десятков лет. Какая ерунда! Он начинает видеть прекрасное в мелочах и даже наслаждается всякой «мелочью» типа дискуссии со смешливыми, незадачливыми, прекрасными школьниками (Максим Зубцов, Николай Можаров, Виктория Азарян, Дарья Моргунова).
Как хорошо жить, когда тебя любят, когда ты любишь! Вы пробовали? Обязательно попробуйте! «Ювента» настоятельно советует. Особенно в этом плане убедительна преподаватель по вокалу Нина Александровна (Альбина Каунецкис) – образец мудрой женственности, не вынесенный за поля реальности. Чуть манерна и растеряна, она знает цену себе, таланту, людям, но не продается и никого не стремится купить. Она готова «не делать певицу» и никогда не сдаваться. Если и можно сыграть трепетное любящее и при том поющее сердце, то именно так, как Альбина. Героиня много «натворила» своей смелой честностью, своей бескомпромиссностью и строгой прелестью.

За счастьем

Мы ждем, чтобы Новый год начался сразу со счастья и счастьем продолжился. Едва ли так бывает. Хоть мы сами и кузнецы этого дела, но порой неумелые. Часто от того, что не можем бороться, что не сильны, как мама Маши Вера Михайловна (Дарья Петрова). Незаслуженно обиженная прошлым, униженная настоящим, из омута своего одиночества она бросает миру вызов. Готова идти войной на чужое счастье, отчаянно скрывая страх и пустоту. Но не тут-то было! Не вражду к этой фурии испытывает зритель, а сострадание…
Спектакль «Не холодный дом» как хорошая книга – смотришь его, не отрывая взгляда, не дыша, не делая перерыва на досужие мысли, участвуя в сотворчестве. Каждая мизансцена – монолог, полный отчаяния и радости, своя история – для всех и обо всех. Актерами все пережито до мелочей, прочувствовано между строк, сопоставлено и вынесено за рамки. Герои пробуждаются ото сна безразличия с энтузиазмом экстренно тормозящего локомотива. Нужно вовремя остановиться в одиноком падении, чтобы взлететь вдвоем.
Но в то же время постановка «очень режиссерская». У Натальи Смоголь случайный взгляд не случаен. И очень даже помогает, вселяет надежду то, что каждый неожиданный поворот хорошо известен, проработан кем-то за кулисами.., кем-то на небесах. Вдруг и мы под чьим-то мудрым руководством живем вовсе не в драме, как порой кажется.
«Не холодный дом» – живительный родниковый взнос в чашу нашей жизни: еще немного любви, такой же неправильной, горькой, неидеальной, желанной, какая у нас уже есть. Еще немного. Ничего не придумано, химический состав не изменился, но в кружечке прибавилось…