По дороге знаний

2021-09-09

Автор: Ксения Азаренкова

8 сентября в России, как и во всем мире, отмечают День грамотности. В праздник просвещения, учрежденный ЮНЕСКО еще в 1966 году, проводят языковые олимпиады и викторины, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги. А также присуждают международные премии за распространение грамотности людям с выдающимися идеями.



Уровень снизился

Каждый житель нашей планеты должен иметь право на доступ к образованию. Но и сегодня на Земле много мест, где люди неграмотны и не имеют возможности обучаться. Невероятно, но во всем мире, по данным ЮНЕСКО, до сих пор не умеют читать и писать более 860 миллионов взрослых – это около 20% населения земного шара. А свыше 100 миллионов детей не ходят в школу – доступ к начальному образованию готовы обеспечить менее 50 стран.
Страной, где отмечается максимальный уровень грамотности среди молодежи, является Япония. Данные о том, какова степень просвещенности в России, найти не удалось. А вот по национальным оценкам, основанным на информации, собранной ЮНЕСКО, наша страна в мировом рейтинге занимает 19 место (по данным на 2019 год) с результатом 99,7%.
Несмотря на такую довольно высокую оценку иностранными специалистами знаний россиян, сами жители РФ еще в апреле этого года отметили, что уровень грамотности населения в стране снизился. 71% опрошенных ответили, что эта планка «упала значительно», «сильно упала» – высказались 44% опрошенных, «небольшое понижение» заметили 27% россиян. Такие данные привел исследовательский холдинг «Ромир», в опросе которого приняли участие 1500 россиян старше 18 лет по всей РФ.

Элитный рейтинг

Результаты исследований не стали неожиданностью. По данным «Ромира», в элиту грамотного населения традиционно входят: учителя (70%), юристы (52%) и журналисты (44%), знающие правила русского языка лучше, чем представители других профессий. Немного меньше россияне доверяют грамотности врачей (42%), инженеров (32%) и экономистов (29%). Рейтинг просвещенности замыкают актеры (8%), полицейские (5%), сотрудники сферы общепита, продавцы-консультанты, водители, сотрудники коммунальных служб (по 2%) и блогеры (3%).
А вот результаты исследования, проведенного на Орловщине, существенно разнятся с общероссийскими. Так, данные появившегося недавно на одной из онлайн-платформ по поиску работы опроса жителей нашей области показали, что лишь 12,3% работодателей ищут сотрудников, в резюме которых указаны навыки: «грамотный русский язык», «грамотность», «грамотная речь». Часто эти требования предъявляют к кандидатам на вакансию менеджера по продажам, продавца-консультанта, оператора call-центра, официанта и администратора.
В грамотную элиту нашего региона, по мнению потенциальных работодателей, входят сотрудники из сфер «наука, образование» (15,4%), «искусство, развлечение, медиа» (14,5%), «маркетинг, реклама, PR» (10,5%). Реже претензии к уровню грамотности предъявляют к бухгалтерам и рабочим (всего 2,1%).
Кстати, наши земляки оказались довольно скромными, оценивая свой уровень компетентности в знании родного языка. Всего лишь 6,4% орловцев считают себя грамотными, указав это качество в своих резюме.

Грамотеев поискать

И где же герои этого материала? Кого в XXI веке можно считать грамотным человеком? Возможно, на этот непростой вопрос помогут ответить филологи.
Так, доцент кафедры русской литературы XX–XXI веков и истории зарубежной литературы Наталья Смоголь считает, что грамотный человек сегодня – это тот, кто не заносится, постоянно сверяется с надежными словарями и понимает, что все знать невозможно, особенно в такой сложной, развивающейся, многообразной системе, как язык: «Я настороженно отношусь к людям, которые искренне и необратимо считают себя абсолютными «грамотеями» и неуязвимыми знатоками орфоэпии и орфографии только потому, что знают, где поставить ударение в словах «звонит» и «красивее» и где писать сколько «н».
Анна Савостикова, учитель русского языка и литературы, директор гимназии №16 Орла, считает, что герой нашего времени – тот, кто может грамотно выстроить свою коммуникацию: «Это не только безошибочное написание слов, правильная постановка знаков препинания, произношение и выстраивание текста. Это и психологически правильный подход к общению, настрой на восприятие собеседника, желание не просто быть услышанным, но и услышать. Ведь грамотность проявляется, как и чувство стиля, в мелочах».

Рецепты просвещенности

Выпускницы института филологии ОГУ им. И.С. Тургенева 2020 года Дарья Митасова, Светлана Васильева, Дарья Козлова и Владислава Моисеева, теперь преподающие русский язык и литературу в орловских школах, описывают современного грамотного человека как знатока правил русского языка, формулирующего четко свои мысли как на бумаге, так и в устной форме, знающего, к каким источникам обратиться в сложных случаях.
Так, по мнению Владиславы Моисеевой, начинать повышение уровня грамотности орловцев стоит с самой литературной столицы: «Полезно ввести на телевидении короткую программу, где разбирали бы ошибки из телеэфиров за неделю. Если её давать ежедневно после выпуска новостей, как прогноз погоды, это могло бы уберечь зрителей от многих языковых ляпов».
А вот в лицее №40, возможно, скоро появятся баттлы по русскому языку. Филолог Дарья Митасова считает, что это будет способствовать повышению уровня грамотности: «По примеру зарубежных сериалов ученик называет слово, а другой в это время должен правильно произнести его по буквам. В ход в борьбе с безграмотностью могут пойти и яркие листовки с правилами орфографии и пунктуации. Несмотря на то, что обычно люди норовят от них избавиться в ту же минуту, этого времени достаточно, чтобы содержание смогло отложиться в памяти».
Универсальный рецепт грамотности у опытных и молодых филологов один – необходимо желание изучать язык, чтение качественной литературы, окружение с грамотной речью. А еще больше писать, а не печатать в гаджетах, чтобы была задействована зрительная, слуховая и моторная память. И главное – искоренять «грязную речь», не употреблять слова ненормативной лексики, уважая себя и окружающих.

 


Справка «ОВ»

— Обычно под грамотностью подразумевается обладание навыками чтения и письма. Если человек не умеет читать, его называют безграмотным, если только писать – он страдает дисграфией.
— Из 122 млн детей на планете, способных к обучению и получению среднего образования, эту возможность используют лишь 73 млн, то есть всего 60%. Более 50% детей в 15 странах мира не получили даже базового образования в школе.
— Россия занимает первое место в мире по количеству дипломированных специалистов. На втором и третьем –Канада и Израиль.