По следам одного фильма

2019-03-12

Автор: Александр Полынкин

В 2019 году исполняется 55 лет со дня создания первого советского многосерийного телевизионного фильма «Вызываем огонь на себя». Показан же он был на телеэкранах в феврале 1965 года, накануне 20-летия Победы. Благодаря этой замечательной картине в СССР и странах социалистического содружества стал широко известен подвиг многонационального подполья в поселке Сеща современной Брянской области (до 1944 года населенный пункт входил в состав Орловщины).



Константин Поваров, Анна Морозова и другие герои
Поселок Сеща расположен на автотрассе Брянск – Рославль в 96 километрах от Брянска. В августе 1941 года эта территория была занята немецко-фашистскими оккупантами. Им требовался плацдарм для базирования авиации поближе к нашей столице, и гитлеровцы нашли его в уже существовавшем в Сеще с 1931 года советском военном аэродроме. Немцы, конечно, внесли в его структуру и кое-что свое, но основа сохранилась. Аэродром превратился в крупнейший, хорошо оборудованный и тщательно охраняемый объект, с которого фашистские бомбардировщики совершали налеты на советские города, вплоть до Москвы.
Советские штурмовые и бомбардировочные полки несли большие потери при налетах на сещинский аэродром, но никак не могли нанести хоть какой-то серьезный ущерб зловредному объекту. И тут на помощь ВВС Красной армии пришла созданная в Сеще лейтенантом Константином Поваровым подпольная интернациональная группа. Она развернула активную работу по сбору информации о немецком аэродроме и находившихся там самолетах. Мало того, подпольщики сами стали уничтожать вражеские машины, устанавливая на них магнитные мины.
23 сентября 1942 года Константин Поваров погиб, и руководство группой взяла в свои руки его помощница, Анна Морозова. За время существования сещинского подполья его членами было уничтожено до 22 самолетов. Несколько фашистских бомбардировщиков из этого числа не долетели до своих целей в Орле и окрестностях.
Кроме того, на основании разведывательных данных Анны Морозовой и ее группы 17 июня 1942 года партизаны разгромили гарнизон вражеской авиационной базы в селе Сергеевка, уничтожив 200 человек летного состава люфтваффе и 38 автомашин. Завершающей точкой в деятельности подпольщиков стало полное разрушение сещинского аэродрома бомбовым ударом советской авиации в сентябре 1943 года, незадолго до освобождения Брянска и Сещи.
К сожалению, подвиг подпольной группы Морозовой, впервые в практике советских партизан массово применившей минирование вражеских самолетов прямо на аэродроме, не был отмечен вовремя. И лишь после того, как по телевидению с огромным успехом прошел многосерийный телефильм «Вызываем огонь на себя», 8 мая 1965 года Анне Афанасьевне Морозовой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), а в сентябре того же года появился и монумент «Героям интернационального подполья».

566-й военно-транспортный полк
Я достаточно подробно рассказал о подвиге подпольщиков Сещи, потому что с этим поселком, уже в послевоенные годы, оказалась связана судьба семейства, о котором будет мой рассказ, и для которого сещинский аэродром тоже стал основным местом действия. Сильно поврежденный бомбардировками нашей авиации, он достаточно быстро был восстановлен после освобождения и с 1958 года стал базой 566-го военно-транспортного авиационного полка. В годы Великой Отечественной войны он был штурмовым и носил красивое имя «Солнечногорский».
Когда 566-й военно-транспортный полк получил новое и уже постоянное место прописки в Сеще, влился в его состав и бортинженер Василий Хохлов, который прибыл сюда годом ранее для службы в частях дальней авиации.
Со школьных лет уроженец и житель села Соломино Дмитровского района Вася Хохлов был знаком с дочкой местного директора школы Еленой Романовой. Они вместе учились. Дружба молодых людей переросла в любовь, которую было страшно потерять по окончании десятого класса, ведь отправлялись оба продолжать учебу в разные стороны: Елена Романова – в Орел, в пединститут, а Василий Хохлов – в Севастополь, в военно-морское училище.
И поступил ведь сельский парень с Орловщины, моря толком не видевший, в престижное училище, но, подумав, забрал документы, потому что срок учебы тут был четыре года – слишком долго, побоялся Василий, что красавица-невеста не дождется его.
Поехал он в Казань и море поменял на небо – стал курсантом военного авиационного технического училища дальней авиации. Оно готовило бортинженеров, а срок обучения составлял три года. И все у Василия Хохлова получилось: учеба, женитьба, служба в Житомире в полку дальней авиации, рождение дочери Ольги – это были радостные моменты в самом начале биографии молодого лейтенанта и его супруги.
А с 1957 года их жизнь почти на два десятилетия оказалась связана с поселком Сеща и с 566-м военно-транспортным полком. Бортинженера Василия Ивановича Хохлова скоро хорошо узнали и зауважали его коллеги и летчики: он на самолете Ан-12, этой «рабочей лошадке» военно-транспортной авиации, в составе экипажа выполнил множество полетов по перевозке людей и доставке грузов в удаленные военные гарнизоны и населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Дочь Хохловых, Ольга, тем временем успешно училась в Сещинской средней школе имени Константина Поварова, а окончив ее, поступила в 1972 году на дошкольный факультет Орловского пединститута. Незадолго до отъезда Ольги на учебу в семье Хохловых случились два серьезных события. Первое со знаком «плюс»: у Василия Ивановича и Елены Михайловны родился второй ребенок – сын Роман. Второе событие, к сожалению, оказалось не слишком приятным: врачебная комиссия нашла у капитана Хохлова проблемы со здоровьем, запретив ему летать, и он был вынужден (в 40 с небольшим!) уйти в запас в звании майора.
Стали Хохловы подумывать об устройстве своей гражданской жизни, но пока дочь училась в Орле, не решались они сразу покидать обжитое и приглянувшееся место.

Владимир Москвичеков и его «Руслан»
Периоды между сессиями студентка пединститута проводила в Сеще, в военном городке, куда как раз в это время прибыл на службу, окончив в 1973 году Иркутское военное авиационно-техническое училище, молодой лейтенант, сибиряк Владимир Москвичеков. В дипломе у него значилась специальность техника-механика, но позже он переквалифицировался в бортинженера, практически заменив ветерана Хохлова.
В военном городке все и все на виду, и не успели оглянуться родные, как случилась любовь. Ольга Хохлова и Владимир Москвичеков создали молодую крепкую семью, и жизнь в Сеще уже у них продолжилась еще почти на три десятилетия.
Ольга Васильевна трудилась методистом, заведующей детским садом, а Владимир Иванович, как и его тесть, стал летать много и далеко. Первое время – на Ан-22 (тяжелый четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет), а потом – на Ан-124 («Руслан», самый грузоподъемный в мире серийный транспортный самолет, который в 1982–1988 годах был также крупнейшим по габаритам).
Старший бортинженер капитан Москвичеков в составе экипажа «Руслана» под командованием заместителя командира 566-го военно-транспортного полка подполковника Е.Н. Пономарева (он потом и командиром полка был) выполнял различные задания по перевозке грузов и людей не только внутри страны, но и за ее пределами (во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии).
Наиболее памятными стали пять рейсов 1980 года в Афганистан, когда там началась война (доставляли людей и крупногабаритные грузы, даже домики для военных городков). Экипаж Владимира Москвичекова участвовал в воздушном параде над Красной площадью 9 мая 1989 года и обеспечивал рекордный кругосветный перелет через два полюса Земли в декабре 1990 года, базируясь в Австралии.
Последним дальним полетом для старшего бортинженера майора Владимира Москвичекова стал визит его «Руслана» в апреле 1992 года в Америку, на авиабазу ВВС США Барксдейл в штате Луизиана. Тогда в газете «Таймс» о прибытии наших военных летчиков появилась большая статья.

Династия продолжается
К сожалению, начало 90-х годов было не самым лучшим периодом в истории нашей армии и ее авиации. Самолеты месяцами не летали, летчиков увольняли, а оставшимся подолгу не платили заработную плату. Поэтому, выслужив положенный срок, майор Москвичеков уволился в 1995 году в запас. Но пока здоровье позволяло, продолжал летать уже на коммерческих рейсах. Семь месяцев отработал в Анголе, где не раз приходилось попадать под обстрелы (тогда там шла гражданская война). Их экипажу везло – отделывались пробоинами в фюзеляже. Возвратились «рисковые парни» в Россию, немного подзаработав в Африке, – тогда в нашей стране с работой для летчиков было совсем плохо.
Окончательно завязав с полетами, Владимир Иванович Москвичеков с семейством перебрался в Орел, и за два десятилетия этот город стал родным для бывшего старшего бортинженера «Руслана», майора в отставке, его жены-педагога, их детей и внуков.
Но связь с Сещей не оборвалась: там продолжает жить и работать младший брат Ольги Васильевны – Роман Хохлов. За последние годы ситуация в армии изменилась в лучшую сторону, и летчики военно-транспортной авиации России чувствуют свою защищенность. Бортинженер майор Роман Васильевич Хохлов летает на одном из «Русланов», продолжая семейную династию.