По странам и континентам

2019-08-25

Автор: Юлия Тютюнова, фото Константина Стародубцева

Лето – чудесное время долгожданных отпусков и удивительных путешествий. Далекие страны манят, тревожат воображение, дарят мечты о небывалом счастье. Но если все же летние дни проходят в родном городе, есть замечательная возможность совершить виртуальный вояж по странам и континентам и даже во времени. «Путешествуя по миру…» – так называется новая выставка из фондов, открывшаяся в залах музея изобразительных искусств. Экспозиция охватывает почти столетие творческих исканий художников: период с 20-х годов минувшего столетия до нулевых века настоящего.



«Как прекрасна Земля и на ней человек»

Открытие состоялось в преддверии дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. На настоящий момент интерес к выставке не ослабевает, и это не случайно: данную экспозицию по праву можно назвать крупнейшей жемчужиной в ожерелье выставок, проводимых коллективом музея. Идейный вдохновитель – главный хранитель Елена Игоревна Мережкина и старший научный сотрудник Татьяна Ивановна Мазуркевич с помощью коллег создали своего рода прекрасное визуальное повествование о том «как прекрасна Земля и на ней человек». А какие имена представлены! Поистине составившие славу страны: Зинаида Серебрякова, Аристарх Лентулов, Николай Жуков, Аркадий Пластов, Станислав Никиреев.

В фойе музея зрителей встречают величественные виды Пскова, Суздаля, озера Байкал, Рижского залива и Шведских шхер. География выставки обширна: Туркмения, Дагестан, Узбекистан, Франция, Англия, Индия, Турция, Италия, Китай, и, конечно, историко-культурные и памятные места родной страны нашли отражение в полотнах художников. В залах музея хребет Тянь-Шаня соседствует с видами Тбилиси, а Средняя Азия с северными природными мотивами. Зритель может насладиться красотой горных рек, величием собора Нотр-Дам, глазами художника Д.А. Налбандяна посмотреть на Бахчисарай и Венецию, полюбоваться Азовским морем в штиль на полотне Д.Я. Черкеса.

Рекордсменом впечатлений стал Гурзуф, многообразие видов которого отразилось в произведениях разных художников. Действительно, горные вершины, особый колорит местности, высокое небо – все это не могло не покорить воображение В.А. Дудченко, М.С. Агеева, В.А. Алексеева, К.С. Андросова. При узнаваемости мест, общих традициях письма, характерных для времени написания, и принадлежности мастеров к изобразительной школе, каждый внес свои уникальные чувства, выразив личностные переживания момента. Оттого так интересно «прогуливаться» в пространстве их картин.

Личности в искусстве

Выставка впечатляет не только разнообразием пейзажных мотивов. Люди, населяющие иные земли, их характеры, особенности уклада жизни – безусловно, вызывают интерес художника-путешественника. Портреты простых тружеников соседствуют с изображениями выдающихся деятелей разных стран. Здесь и «Креолка» «поздней» З.Е. Серебряковой, «Турчанка» С.И. Дудника, китайская девушка, польский шахтер. Зоркий глаз художника подмечает сценки жизни: угощение, одиночество, бездомная любовь, блошиные рынки, молодая афроамериканская семья, спешащая куда-то. Во всех проявлениях реальной жизни художник замечает красоту и обращает на нее внимание зрителя.

«Сембен-Усман – прогрессивный писатель Сенегала» – портрет, написанный художником М.А. Бирштейном. Композиция проста: слева большого холста размещена фигура знаменитого писателя. Он широко улыбается, глядя на маленького мальчика. На заднем плане белоснежные новостройки соседствуют с лачугами. Колорит произведения светел, весь холст пронизан солнцем. В сознании появляется стойкая уверенность, что все у подрастающего поколения будет хорошо, когда дорогу в будущее показывают такие красивые, сильные люди, реализовавшие свои самые смелые мечты.

50-е годы ХХ века ознаменовались укреплением дружеских связей между СССР и Китаем. «Русский с китайцем братья навек» – транслировали репродукторы. Советские художники, бывая в командировках в КНР, фиксировали в своих путевых альбомах картинки из жизни людей. Не были обделены вниманием и китайские коллеги. Так, прославленный живописец и график, мастер станкового портрета Н.Н. Жуков, выполнил портрет художника Цзань Чжао-хе в технике автолитография.

Тему личности в искусстве продолжают хоть и не многочисленная, но мощная скульптура. Здесь и дань уважения таланту – портрет якутского скульптора Е.Н. Винокуровой работы Л.М. Бугая, и поколенный портрет Анджелы Дэвис – правозащитницы, активного члена международного коммунистического движения, социолога и писательницы, ставшей в 70-х годах символом движения за права заключенных, покорившей смелостью, независимостью и силой духа прогрессивную часть планеты. Скульптура выполнена Г.И. Саловой. Заслуживает внимания собирательный образ труженицы «Табачница», исполненный художником Л.Н. Павловой (Кошман), керамика.

Романтика покорения вершин – реальных и метафорических – характерна времени, в котором жили большинство авторов, представленных в экспозиции. Именно в это время появляется фильм «Вертикаль» С. Говорухина и песня В.С. Высоцкого разносится по всей стране. Художники также не остаются в стороне. Полотно «Саяны. Жарки цветут» (автор Т.В. Ряннель) композиционно «держит» стену, впечатляя контрастом горящих, желто-оранжевых цветов, чей век недолог, на переднем плане, противостоящих холодной вечности гордых гор. Рядом «Пик Ленина» в исполнении Е.В. Смирнова. Холст пронизан мощью и силой.

Фарфор и графика

Ценители фарфора получат непередаваемое удовольствие, посетив залы музея. «Узбекские танцовщицы» – прекрасная трехфигурная композиция Н.А. Малышевой – поистине сама пластическая гармония. Все в этом произведении совершенство меры и вкуса – от объемов и форм до кобальтовой росписи. В застекленной витрине маленькая хозяйка наливает чай гостям: старшее поколение наверняка вспомнит и улыбнется при виде «Узбечки с чайником», художник О.М. Богданова, знаменитый дулевский фарфор.

Нельзя не упомянуть великолепную серию алтайских блюд Ж.А. Травинской, а также блюдо «Монголия». Тонкий вкус, изысканность, стиль. Керамика художника В.А. Малолеткова «Омовение в Ганге», «Театр марионеток», как обычно, будит в воображении зрителя целый ряд ассоциаций, навеянных созданными образами.

Традиционный зал графики восхитил многообразием представленных техник от уникальных акварельных этюдов до эстампа. Среди них: «Семеранг», «Вулкан Мерани», «Индонезия», «Багор» – листы графика Н.И. Калиты. Рядом никиреевская «Венеция. Гондолы на Большом канале» – узнаваемая манера большого мастера офорта. Натурные зарисовки позволяют уловить главное в мотиве, дальше мастерство художника превращает эти наброски в произведения графики. Таковыми представляются «Зал Капитула», «Сомерсет Хауз» из серии «Архитектура старой Англии», творческие автолитографии Э.Б. Бернштейна или великолепные мототипии Д.Б. Боровского из серии «По Шотландии и Англии»: «На улицах Лондона» и «Дом Роберта Бернса».