Почему зумер ловит кринж?

2021-06-20

Автор: Артем Смахтин

Каждое молодое поколение использует в своей речи сленговые выражения, характерные тому времени, в котором оно живет. Новые фразы, которые приходят в язык из речи молодежи, с трудом понимают люди постарше. «ОВ» проследил развитие сленга и разобрался, как общаются представители поколения Z, а также в помощь читателям составил словарик часто употребляемых слов зумеров.



Зачем он нужен?

Сленг позволяет провести четкую границу между молодежью и взрослыми. Как это жестоко не звучит, но как только человек перестает понимать модные словечки, он автоматически выбывает из рядов молодого поколения.
Молодежный сленг отличается грубо-фамильярной окраской. Ему характерна изменчивость, которая объясняется сменой поколений. Часто новые слова образуются от английских выражений. Так было в 1970-х, так происходит и сейчас.
Может показаться, что сленг используется только молодыми и не очень образованными людьми. Но на самом деле «социальный диалект» может применяться совершенно разными индивидуумами, в том числе интеллигентными. Поэтому сленг нельзя назвать просторечием.

Со сменой поколений

С каждым десятилетием скорость развития молодежного сленга и объем новых слов увеличиваются. Какие- то выражения остаются на устах много лет и переходят в язык новой молодежи, а какие-то исчезают навсегда.
«Туса» (вечеринка), «понт» (проявление гипертрофированного чувства собственного достоинства), «прикольный» (доставляющий радость), «стрёмный» (немодный, неприятный), «вписка» (квартира или дом, где собираются на вечеринку, либо сама вечеринка) – эти слова употреблялись несколько лет назад и продолжают активно использоваться сейчас. А вот «утюг» (фарцовщик или спекулянт, скупающий у иностранцев вещи и валюту), «сидюк» (магнитофон), «варенки» (джинсы, которые варили) уже больше никогда не будут актуальными и широко употребляемыми.

Словарь неологизмов

С появлением Интернета новых сленговых выражений стало больше. Теперь словарик нужно составлять не на каждое десятилетие, а на каждый год!
Если в 2011-м словом года можно было назвать «свэг» (крутой стиль), то в 2012-м – «слоупок» (тугодум), в 2013-м – «лалка» (слово, которым дразнят того, кто не понимает, о чем идет речь в беседе), в 2014-м – «селфи» (автопортрет, созданный на смартфоне), в 2015-м – «кек» (смех, то же, что и «ха-ха»), в 2016-м – «вейперы» (люди, курящие электронные сигареты), в 2017-м – «спиннер» (игрушка-антистресс, способная крутиться), в 2018-м – «чуитс» (слово, придуманное рэпером Gone.Fludd, обозначающее яркий стиль жизни), в 2019-м – «бумеры/ зумеры» (представители старшего поколения/ представители молодого поколения), в 2020-м – «ауф» (то же, что и «вау»).
Из всех этих слов активно употребляются и по сей день лишь «селфи», «кек» и «бумеры/ зумеры». Первое выражение стало наиболее востребованным и устоявшимся. Похоже, оно навсегда вошло в язык пользователей соцсетей. Вот уже более семи лет блогеры не прекращают делать селфи в надежде набрать как можно больше лайков.

Они с нами надолго

Помимо появляющихся новомодных словечек, которые могут в любой момент потерять свою актуальность, в молодежном языке есть и базовые выражения, употребляющиеся постоянно. Для понимания, например, своего ребенка важно четко определять значения этих слов, но не стоит злоупотреблять полученными знаниями, ведь с молодящихся бумеров зумеры обычно ловят кринж.
«Кринж» – это англицизм (cringe), который в современном молодежном языке обозначает «стыд, досада или отвращение». Еще устоявшимися выражениями и по совместительству прижившимися в русском языке англицизмами можно назвать «флекс» (танцевать или хвастаться, выпендриваться), «рофл» (безудержный хохот, смех), «вайб» (атмосфера, настроение), «зашквар» (позор, недостойное поведение), «изи» (легко, без труда), «краш» (предмет обожания, безответная любовь).
Важно! Уважающие себя подростки никогда не перепутают значения слов «кринжово» и «крипово». Возможно, различать их стоит и нашим читателям: крипово – «нечто, вызывающее чувство страха, пугающее», а кринжово, как объяснено выше, «стыд, досада или отвращение за поступки других».

Что модно в 2021-м?

В третьем десятилетии XXI века истоки многих модных веяний, в том числе и языковых, идут из сервиса ТикТок. Недавно на этой площадке стали появляться мемы (картинки и видео, часто юмористического характера), в которых молодые люди высказывают удивление по поводу скорости возникновения новых трендов. «Мы думали, что всегда будем понимать молодое поколение, не то что наши родители. Но неожиданно у современных детей популярность получили странные предметы, названия которых мы в первый раз слышим. Вот он, первый звоночек», – такие мысли начали посещать тиктокеров.
Речь идет об антистресс-игрушках, получивших названия «поп-ит» и «симпл-димпл». Они существовали и раньше, но весной 2021 года произвели настоящий фурор в России. Резиновая вещь со множеством «пупырок», которая напоминает пленку для упаковки хрупких предметов, называется «поп-ит», а маленький предмет, обладающий меньшим количеством «пупырок» и похожий на брелок, – это «симпл-димпл».
Если вы, читатели, знаете про них – поздравляем, вы живете в ногу со временем, а оно стремительно движется. И чем дальше, тем быстрее будут появляться новые слова и забываться старые. Возможно, секрет молодости – знать, чем интересуется и как общается молодежь, и как можно дольше оттягивать появление старческого ворчания. Будьте открыты миру, и тогда ни один зумер не скажет, что вы зашкварный.