Поднимается с колен?

2022-09-28

Автор: Александр Воробьев

В июне «ОВ» рассказывал читателям, что российский авторынок завершил весну не с лучшими результатами: продажи машин тогда сократились на треть. Однако со временем ситуация начала улучшаться. И хотя до прошлогодних показателей этому сегменту экономики еще далеко, становится очевидно, что он постепенно поднимается с колен.



Кто на новеньких?

Продажи новых машин в России пошли в рост. По итогам июля автолюбители приобрели 35 583 авто. Это на 9% больше, чем месяцем ранее. На фоне прошлогодних объемов падение, конечно, велико. Так, по отношению к показателю июля 2021-го (141 456 шт.) нынешний результат оказался в четыре раза меньше.
В августе объем покупок новых легковых автомобилей в России составил 42,6 тыс. единиц, что на 64% меньше по сравнению с тем же периодом 2021 года. Но это все равно больше, чем в июле 2022-го. Такие данные приводят эксперты агентства «Автостат» по итогам обработки и анализа соответствующей информации АО «Электронный паспорт».
За период с 5 по 11 сентября было куплено еще 12 580 машин.
Лидерство удерживает отечественная Lada. Ее доля на рынке РФ впервые с 2006 года превысила 40%. Среди иномарок самой популярной остается Kia. Далее следуют китайские Haval, Chery и Geely. В топ-10 лидеров российского авторынка по итогам августа также вошли Renault, EXEED, Toyota и Volkswagen.

Госпрограмма в помощь

На рост продаж повлияла и запущенная в середине июля госпрограмма льготного автокредитования, в рамках которой уже реализовано 20 тысяч автомобилей. Об этом сообщил замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов в ходе недавнего совещания о развитии автомобильной промышленности в Совете Федерации. По оценкам Минпромторга РФ, до конца 2022 года по ходе реализации программы будет продано не менее 50 тыс. машин.
Ведомство готово поддерживать спрос на отечественные автомобили и в 2023–2025 годах, рассказал в интервью «Известиям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Так, власти намерены направить на эти цели 9,8 млрд рублей в следующем году, 17 млрд в 2024-м и 19 млрд в 2025-м. По словам Мантурова, таким образом планируется простимулировать реализацию еще около 190 тыс. автомобилей.

Автокредит опять в моде?

Россияне, не попадающие под условия программы и не имеющие средств купить машину за счет накоплений, обращаются к автокредитам. И таких большинство.
Как подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), львиная доля новых машин была куплена именно в кредит. Так, в июне в РФ было выдано 35,88 тыс. автозаймов на 44,30 млрд рублей. В июле количество новых кредитов увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 12% (40,36 тыс.), объемы выдач в денежном выражении выросли на 9% (44,3 млрд). По итогам августа выдано еще 55,9 тыс. автокредитов, что на 16,8% больше, чем в июле. Средний чек по автокредиту – 1,2 млн рублей.
Орловцы же на эти цели оформили в июле 162 займа, в августе – уже 188 (253 кредита в августе 2021-го). Примечательно, что в структуре выданных в регионе автокредитов увеличилась доля клиентов в возрасте от 40 до 50 лет. Небольшой рост автокредитования был также отмечен у заемщиков старше 60 лет. Средний размер согласованной ссуды при этом составил порядка 892 тыс. рублей.

Прогнозируют выздоровление

Как мы видим, несмотря на то что в стране с конца февраля пострадали производственные и логистические цепочки, а объемы авторынка значительно снизились, сегодня некоторым направлениям оказана серьезная господдержка, а другие «выплывают» сами. «Нормализацию» авторынка эксперты ожидают уже к концу 2022-го. Сыграет на руку и разрешенный параллельный импорт, в рамках которого в страну ввозят иномарки, чьи производители отказались сотрудничать с РФ – BMW, Audi, Volkswagen, Toyota и около трех десятков других. На сайте Минпромторга говорится, что с начала запуска механизма параллельного импорта к нам завезли более 130 тыс. авто на общую сумму почти $2 млрд.
Похоже, к зиме автолюбители ощутят симптомы преодоления кризиса с поставками автомобилей и стабилизации цен, рынок начнет испытывать первые признаки затоваривания. Но для окончательной нормализации ситуации, по оценкам экспертов отрасли, может потребоваться больше года.