Поэты нашего времени

2023-04-21

Автор: Ксения Азаренкова, фото автора и сообщества «Брусчатка»

5 апреля в Орловском литературном музее И.С. Тургенева состоялся поэтический вечер творческого молодежного объединения «Брусчатка» (12+). Корреспондент «ОВ» встретился с «творцами» современной орловской литературы, а также «собрал все камни рифм», брошенные в зал.



«Брусчатка» о… камне

С «Поэтами орловской брусчатки» жители региона знакомы с 2020 года. Четвертый год основатель объединения творческой молодежи Александр Янхир выходит с гитарой и хлесткими строками на пятачок орловского Арбата, чтобы выступить перед поклонниками и случайными прохожими. С прошлого года к его компании примкнули и другие поэты, а также музыканты…
В этот раз литераторы решили не просто прочесть свои стихотворения, а погрузить слушателя в мир метафор, мифов и аллюзий, посвященных… камню.
«Тема камня тесно сплетена с жизнью каждого нашего автора. Возьмем хотя бы изначальное название сообщества – «Поэты орловской брусчатки» (теперь просто «Брусчатка»), объяснявшееся нашими истоками – выступлениями на улице, на той самой брусчатке, – пояснил Александр Янхир, создатель объединения. – Но название поэтического вечера выбрано не только поэтому. Образ камня в литературе – узнаваемый символ. Это и о валуне, лежащем на распутье, и о булыжнике, брошенном в пруд…»

Серебряный век vs XXI

Роль ведущего, которому предстояло связать воедино разные истории в стихах, взяла на себя Лариса Панина. Поэтесса размышляла о любви, как когда-то Цветаева: «разойтись ненадолго, чтобы главное что-то понять», «вся жизнь на слом – разрыв аорты»…
Кстати, во время выступления показалось, что у многих поэтов «Брусчатки» есть свои кумиры Серебряного века, на которых они похожи. Так, Александр Янхир в некоем смысле Маяковский – гулким эхом голоса, смелыми заявлениями в стиле манифеста: «Газеты врут! Заметьте, каждый здесь врет!..»
Евгений Кученков – внешне вылитый Есенин: блондин с роскошным кудрями, спевший оду современному мегаполису под аккомпанемент блок-флейты Ильи Шамаева. В его стихах проскальзывали и романтично-мечтательные нотки Блока – поклонение Прекрасной Даме и образный язык: «тоскливый снежный великан», «звездное молоко»…
Илью Шамаева, бросавшего листы со своими строками под ноги, выходившего в зал и нарезавшего круги по сцене, можно соотнести с Велимиром Хлебниковым. В его стихах присутствует «математически точный язык средств художественной выразительности»: «Мы плывем по окружности… сходятся тысячи рек…»
Богдана Кистенева своим поэтическим словом «вальсировала» на чувствах коллег по цеху и зрителей. Неудачные любовные отношения девушка сравнила с плаванием: «Любовь – новый штамм корабельной болезни…» Или предрекала, что следующие поколения «забудут Колумба и Моцарта» и войдут «в будущее с новыми мыслями, а с ошибками прежними».
Размеренный темп серебряновскового вечера «нарушил» лишь Денис Давыдов: после его слов «Текст – гиперссылка с миллионом знаков» присутствующие ощутили себя в родном XXI веке. В экспрессивной манере, нараспев молодой человек декламировал своего «Пророка»: «В мирке разрозненных контрастов шагает, медленно шагает человек…»

Современная орловская поэзия – авангардная литература, где вместо бумаги экран смартфона, с которого свои строки читают как молодые, так и опытные писатели. В их стихах, наполненных символами прошлого и настоящего, живут вечные темы – любви и поиска ответов на философские вопросы.