Показательный наказ

2010-09-20

Автор: Елена Майорова

Программа исполнения наказов избирателей в Орле работает со сбоями. Депутаты горсовета отмечают низкое качество выполнения работ и нарушение сроков их проведения. Помимо банальных финансового и человеческого факторов, к сбоям в работе порой приводят совершенно неожиданные обстоятельства. Их можно было бы назвать форс-мажорными, но несогласованность действий исполнителей и нерадивость чиновников больше смахивают на халатность.



Проблемы «на ровном месте»

«ОВ» уже рассказывал о пропаже одного из объектов, построенных в рамках исполнения программы наказов избирателей. Речь идет о хоккейном корте, перезимовавшем во дворе домов №78 и №88а по ул. Комсомольской, который примерно месяц назад демонтировал и вывез истинный владелец участка. Ситуация неоднозначная. С одной стороны, хозяин земли волен сам решать, что будет находиться на его территории – детская площадка или офисное здание. С другой – самовольно распоряжаться муниципальным имуществом тоже как-то, скажем так, некрасиво. С третьей – еще более некрасиво устанавливать это самое муниципальное имущество на участке, отданном до этого кому-то в аренду.

Чтобы разобраться в ситуации, редакция «ОВ» отправила официальные запросы в городскую администрацию и прокуратуру Заводского района. Ответы стоили того, чтобы их подождать. Итак, хронология событий такова. В марте 2009 года гражданин С. Рыжов получает этот земельный участок на правах аренды на три года. Департамент имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области разрешил предпринимателю использовать землю для строительства офисного здания. А через пять месяцев, «без учета факта предоставления земельного участка в аренду», в рамках реализации рабочей программы наказов избирателей на 2009 год здесь появляется хоккейный корт.

Местные жители, конечно, порадовались: во дворе вместо бурьяна появилось место для игр с мячом и шайбой, в зависимости от времени года. Однако в июле 2010 года владелец участка решил заняться строительством и, не долго думая, «разобрал и перевез корт на хранение в личный гараж». К тому времени, кстати, спортивное сооружение успело принять на баланс МУП «Управление коммунального хозяйства г. Орла». Говорят, получить право аренды на участок в центре города по нашим временам не так уж просто. Для этого надо иметь не только большие деньги, но и большие связи. Которые, кстати сказать, должны быть и у человека, который так смело распоряжается муниципальным имуществом. Ведь намного разумнее было бы действовать в законном порядке, через суд. Если право аренды получено законным путем, подать исковое заявление – первое, что приходит на ум. Однако г-ну Рыжову на ум пришло самовольно демонтировать корт. По словам и.о. прокурора Советской прокуратуры В. Кленышева, в отношении арендатора участка возбуждено дело об административном правонарушении за самоуправство.

Не виноватая я…

А если бы чиновники, ответственные за реализацию программы наказов избирателей, в свое время подыскали место для корта «с учетом» права аренды? Может, и не было бы таких проблем «на ровном месте»? Кто-то недосмотрел, не подошел к работе со всей ответственностью, и что имеем в чистом остатке? У ребят с Комсомольской снова нет спортплощадки, владелец участка нажил проблемы с законом, программа исполнения наказов избирателей работает со сбоями, прокуратура Советского района проводит дальнейшую проверку по этому вопросу.

Однако чиновники мэрии, похоже, не унывают. По словам зам. мэра В. Бочарова, в настоящее время корт находится на хранении в управлении коммунального хозяйства, господину Рыжову разрешение на строительство офисного здания не выдавалось и к началу зимнего периода 2010 года планируется восстановить хоккейный корт с дальнейшей его эксплуатацией на данном (!) земельном участке.

Интересно получается: для городских чиновников не имеет значения разрешение, выданное областными? Чем кончится дело, пока непонятно. Но если рассматривать эту ситуацию в разрезе исполнения программы наказов избирателей, мы имеем дело с весьма неприятным прецедентом. Например, зам. председателя Орловского горсовета Михаил Вдовин назвал «вопиющим случаем» факт демонтажа муниципального имущества, при этом дал нелестную оценку и профессиональным качествам чиновников городской администрации, допустившим выделение под строительство корта участка, у которого уже был хозяин.

Количество и качество разошлись в показателях

В Орловском городском Совете многие уверены: этот случай может стать показательным для исполнения программы наказов избирателей. Которая, к слову, и так пробуксовывает. По состоянию на 8 сентября количество выполненных и принятых наказов составляет чуть более 28 процентов. Фактическое финансирование программы –17 миллионов рублей. На претворение в жизнь 47 наказов деньги из бюджета будут выделены лишь в четвертом квартале. Хорошо, конечно, что деньги есть. Плохо, что менять окна, асфальтировать дорожки и ремонтировать школы, где уже идут занятия, предстоит в конце осени. При составлении таких планов было бы неплохо оторвать взор от колонок цифр и просто подумать логически, что и когда надо делать.

Тот же Михаил Вдовин среди главных проблем, тормозящих ход исполнения программы, называет ошибки в управленческих решениях. Плюс ко всему хромает система контроля качества выполненных наказов. Сегодня, например, директора школ да и депутаты, которым фактически приходится контролировать выполнение наказов, вынуждены лазить на отремонтированные крыши или на глазок определять, сколько проживет асфальтовая дорожка до детсада. «Если на исполнение наказа требуется более 100 тысяч рублей, в соответствии с законом проводится конкурс по выбору подрядчика, – рассказывает Михаил Васильевич. – Нередко путем демпингования цен конкурс выигрывают фирмы со штатом из трех человек, неспособные качественно выполнить запланированный объем работ. Еще хуже, когда проштрафившиеся подрядчики, заклеймившие себя недобросовестно сделанной работой, изменив название фирмы, снова участвуют в конкурсах и побеждают. В городской администрации не разработана система контроля качества выполненных работ. Это одна из главных проблем в реализации программы».

Управлению коммунального хозяйства Орла также указано на недостаточную работу по осуществлению текущего контроля за сроками исполнения работ. В решении депутатов горсовета, принятом на минувшей сессии, говорится о том, что это муниципальное предприятие «допускает несогласованные действия с управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Орла по местам установки или строительства объектов в рамках реализации рабочей программы по выполнению наказов избирателей». Всплывают и факты приемки некачественно выполненных работ. Не спешат муниципалы и начислять пени и штрафы недобросовестным подрядчикам.

По задумке законотворцев, программа наказов должна решать самые жизненно важные проблемы избирателей. Именно благодаря ей можно быстро реагировать на неотложные нужды горожан, не дожидаясь милости от бюджета или управляющей компании. По уверению Вдовина, программа подтвердила свою жизнеспособность. Из соседних городов ЦФО к нам приезжают поучиться, как можно реально решать городские проблемы. К сожалению, нюансов, тормозящих эту работу, немало. Свой отпечаток накладывает не только специфика дружбы-вражды между горсоветом и мэрией. Прорехи в законодательстве тоже делают свое дело.

Так, до сих пор ищут решение вопроса о том, кто же должен заниматься эксплуатацией уже построенных объектов. Например, детских площадок. Как правило, их устанавливают во дворах жилых домов, земля которых является придомовой территорией. «Взять на баланс» спортивные сооружение могут и сами жители. Могут отдать землю под площадкой муниципалитету, чтобы он контролировал состояние объекта. А могут и вообще сказать, мол, не хотим у себя во дворе площадку, убирайте. Ясность может быть только с муниципальными участками, во всех остальных случаях возможны проблемы.

Пока горсовет рекомендовал мэрии организовать контроль за соблюдением МУП «Управление коммунального хозяйства г. Орла» сроков выполнения объектов, а также предоставить свое видение проблемы обслуживания уже реализованных наказов.