Поколение шутов и комедиантов

2019-05-09

Автор: Елена Михалькова, фото Олеси Суровых

Елена Михалькова, фото Олеси Суровых

С аншлагом в «Свободном пространстве» прошла премьера комедии А.Н. Островского «Лес». Режиссер спектакля Вера Анненкова назвала орловского зрителя гениальным. На самом деле талантливо играли актеры – они удерживали внимание публики на протяжении трех с половиной часов!



Классика и современность
Поставить классическую пьесу на современный лад – задача непростая. На сцене пьеса живет с 1871 года, привнести в нее новое, свое видение выпускнице Орловского института культуры, а ныне режиссеру Московского областного театра драмы и комедии удалось. Так, в постановке нет второстепенных героев. Даже слуги барыни: лакей Карп (Олег Котов, Владимир Крашенинников) и ключница Улита (Ольга Чибисова) – такие яркие, характерные персонажи, что остаются в памяти надолго.
Карп – много повидавший на своем веку и уже ничему не удивляющийся, тихий, услужливый старичок-философ. Улита, поверенная во всех любовных делах барыни, беззастенчиво льстит помещице-вдове Раисе Гурмыжской (блистательная игра Ирины Агейкиной) за поношенные наряды, а сама мечтает о страстной любви и свободе.
Что до помещицы, то она, натура темпераментная, «получила отвращение к супружеству, но не к мужчинам». С соседями – грубым отставным кавалеристом Бодаевым (Олег Семичев) и женоподобным помещиком Милоновым (Станислав Иванов) – говорит слабым, умирающим голосом о своем благочестии и помощи нуждающимся: «Все мои деньги принадлежат бедным. Я только конторщица у своих денег». С купцом Иваном Восьмибратовым (Сергей Козлов, Альберт Мальцев) лихо пьет водку и горячо торгуется, пытаясь выбить лучшую цену за свой участок леса. Деньги нужны ей, чтобы купить любовь молодого, недалекого гимназиста, сына приятельницы, Алексея Буланова (чей карикатурный образ блестяще воплотил Максим Громов), которому бы «земли побольше и денег, а там и без ума прожить можно».
Его безутешная вдовушка выдает за жениха дальней бедной родственницы Аксиньи (Елена Симонова, Ольга Виррийская), чтобы не опозориться в глазах благородных соседей. С воспитанницей же обращается властно, жестко, без сантиментов, попрекая каждым куском.

Две линии
Сюжет закручен лихо, зрителю скучать некогда. Сам Островский изначально планировал пьесу семейно-бытовую, а затем превратил ее в остро-социально-сатирическую.
Родной брат Гурмыжской, неудачливый трагик Геннадий Демьянович Несчастливцев (заслуженный артист РФ Валерий Лагоша) возвращается в отчий дом с другом и коллегой Аркашкой Счастливцевым (у которого вместо паспорта в кармане заметка, что приезжал он в город N и играл там очень плохо) с целью передохнуть, поправить материальное положение (в роли Аркадия Счастливцева – Николай Рожков). На деле же настоящие актеры оказываются втянуты в трагифарс. «Спектакль», разыгрывающийся в стенах поместья, почище театральной постановки.
Комическая линия – отношения любвеобильной, «мне кажется, я до 50 лет буду способна влюбляться», жестокосердной помещицы, все еще красивой, чувственной дамы и нелепого, взъерошенного гимназиста.
Трагическая – любовь юной Аксюши с независимой и смелой душой и Петра (Валентин Тюрин), сына купца Восьмибратова. В холодном доме Гурмыжской она страдает, ей «пусто», «корку хлеба дадут, а денег – нет». Приданного от «благодетельницы» Аксиньи не видать, а значит, у их любви нет будущего.
Купец, торговец лесом Восьмибратов – резкий, порывистый в движениях, знающий себе цену, – хочет взять за сына «тысячи три, иначе и нечего было кормить».
«Злато, злато… Сколько от тебя зла-то»… – рассуждает трагик Несчастливцев. Островский стремился раскрыть в его образе всю полноту не только профессионально-актерских, но и гуманных человеческих качеств. Несчастливцев обличает паразитизм и алчность обитателей «леса» – «сов да филинов» – в лице Гурмыжской, Восьмибратова, Буланова и других. А его знаменитый финальный монолог про адское поколение шутов и комедиантов настолько проникновенен, что вызвал в зале шквал аплодисментов.

В свете софитов
Отдельных слов заслуживают необычные многоуровневые декорации и игра светом (художник-сценограф Сергей Тимонин и художник по свету Антон Юдаков). Зритель увидит даже голубятню с живыми птицами. Сцены разыгрываются то внизу, то наверху – это придает живость и легкость классической пьесе. Костюмы героев выше всяких похвал. Художник Клёна Родкевич создала индивидуальный стиль, визуально раскрыв тонкости каждого персонажа.
Гурмыжская в образе вдовы подчеркнуто скромна, однако кружево и яркий платок говорят о том, что она любит роскошь. В финале она и вовсе похожа на диковинную птицу, воспрянувшую от шашней с очередным любовником. Трагик Несчастливцев даром что беден, его образ преисполнен шика и достоинства. Аркаша, напротив, любитель пускать пыль в глаза встречным барышням – его сюртук сшит из ковра, а на рубашке есть манжеты, но нет… рукавов! Делец Восьмибратов носит сапоги и яркую косоворотку с маками. Аксинья – милые платья из простого ситца, подчеркивающие ее юность и чистоту.
Премьера, безусловно, запомнилась зрителю захватывающей, динамичной игрой и стала одним из главных культурных событий Года театра в Орле.