Полтора часа с ангелом

2022-11-25

Автор: Ольга Сударикова, фото Олеси Суровых

Говорят, мы больше всего смеемся над теми анекдотами, которые «про нас», в которых предстают милые наши пороки, родные наши закидоны и неповторимые причуды. Однако это вовсе не из склонности к самосовершенствованию и всяким прочим «понять-простить». Смеемся – и все.



Посмеемся, друзья!

«Какое время – такие и песни», – гласит мудрость. А вот Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» им. М.М. Бахтина, который в силу просветительской миссии искусства вообще вне времени, считает: какая провинция – такие анекдоты. И, надо признать, в размашистом кромсании социальных пластов и бесшабашном разборе полетов человеческих душ театр, как всегда, прав.
Режиссер – заслуженный артист России Валерий Симоненко – обратился к произведению Александра Вампилова по причине юбилея советского драматурга и просто потому, что материал очень колоритный.
На сцене в спектакле «Провинциальные анекдоты» (16+) представлено всего два эпизода из жизни постояльцев гостиницы «Тайга». Но в гостевой книге такая галерея лиц, что Гоголь обзавидовался бы. С одной стороны, сплошь собирательные образы да типажи: слегка сошедший с ума футбольный болельщик, девушка, в пятый раз приехавшая поступать в театральный институт, профессиональный начальник все-равно-чего, алкаш, деловитая уборщица…
Но «Русский стиль» на то и «Русский стиль», чтобы дать своему зрителю услышать один-единственный голос в толпе, увидеть одну-единственную чистую слезинку в море, куда за сроком давности стекаются воспоминания о наших чувствах и делах.
Есть, конечно, в спектакле что-то бытово-ностальгическое из разряда: «Было время, запоздалого незваного гостя из дома не гнали, а водка была по три рубля, а детей (и не только) пугали ОБХССом, а незнакомцы должны были покинуть номер гостиницы ровно в 23.00…» Но нам гораздо интереснее все же настоящее, в котором живет и здравствует преклонение перед чинами, деньгами, беспросветное невежество, глупая мечтательность и другие меленькие пороки.
В «Истории с метранпажем» в отдельном гостиничном номере встречаются маленькие люди и большие страхи.
Заварил кашу гражданин Потапов – командированный, по профессии метранпаж (Артем Степанов). В бесцеремонном азарте он ввалился к незнакомой девушке на звук радиопозывных. Пришел, как ребенок на звук дудочки гамельнского крысолова.
Но самое главное вулканическое действо происходит в бедолаге-душе администратора гостиницы «Тайга» Калошина (Александр Галуцких). Он, как это принято сейчас говорить, коммуницирует с неопределенным количеством лиц, пытаясь найти ответ на мучающий его вопрос, и меняется – что там ваш хамелеон. Причем в основном диалоги происходят по телефону с невидимым оппонентом. Актер умудряется явить залу такое количество образов и масок, что на сцене им, персонифицированным, просто было бы не уместиться. Даже его визави не знает, кто же перед ней сейчас: больной, бандит, агрессор, жертва? Надо признаться, Виктория (Любовь Литвиненко) очень умело манипулирует положением – просто так, для забавы. Развлекается, понимаете ли…
Много всего и всех закружилось в пестром хороводе: жены, учителя физкультуры, сломанные радиоприемники, доктора и мнимые больные…
На сцене главное то, что искренне и смешно, – в зависимости от жанра. Важно также делать все уверенно, к примеру, как физрук (Александр Миронов). Самолюбование – тоже искусство. В здоровом теле – здоровый дух.
Здесь как эпицентр урагана – монолог Калошина, который начинается как «за жизнь», а завершается, как «о жизни» – прожитой в напрасном трусливом нервном напряжении, пропавшей без вины и следствия. Эта вынырнувшая из моря смеха исповедь-прозрение открывает глаза не столько самому действующему лицу, сколько зрителю. Актер, представляя незадачливого, наделенного властью и жутко трусливого героя, очень наглядно показывает, что самый страшный наш враг – невежество. Жизнь его пропала не на фронте, а где-то растерялась по мелочам…

Жизнь – игра?!

Второй эпизод – это тоже про нас. Происходящее так непростительно близко к нам, что попахивает вчерашним перегаром и несвежими носками. Вселенский бардак накладывается на всеобъемлющий храп.
Тут и вспоминаешь, что среди «родителей» спектакля всегда есть художник-постановщик. Метафорическая простота обстановки продумана до мелочей. Понятно, что самый лучший хаос – это тщательно спланированный. Очень художественный разгром учинила Анна Назарова. Здесь явно не Дом культуры!
Когда выходят из спячки главные герои, вообще ощущаешь себя в каком-то среднестатистическом аду. Хитрюга-Угаров (Сергей Саньков) – еще ничего, потому что поправил здоровье втихаря. А вот Анчугин (Владимир Верижников)… Не приведи Бог такого, к примеру, в маршрутке встретить. А ведь такие как раз в маршрутки и лезут! Но это уже личное… Актер мог бы даже чуть поменьше вжираться – ой! – вживаться в роль. Жаль, что прототипы героя в театр не ходят, а не то завязали бы от стыда – как пить дать.
И тут, представьте себе, происходит встреча с Ангелом. Это не рафинированный весь такой из себя скрипач Базильский (Александр Столяров), не русская баба со всеми вытекающими отсюда превратностями судьбы – уборщица Анна Васильевна (Ольга Федина), не печально просветленный агроном Хомутов (Юрий Марченко). Без ущерба интриге скажу, что герои встречаются с тем самым ангелом, который живет внутри каждого из нас. Подчеркну: каждого из нас! Этот ангел всячески демонстрирует, как тяжело ему приходится одному на легион бесов, что не видит его никто и даже не верят в него…
Опять причина всего – жизнь, которую и во втором эпизоде персонажи оплакивают, но уже неподдельно горько и проникновенно. В конце концов жизнь продолжится и снова всех объединит: за одним столом, на одном поле боя, в горе и радости. А потом опять разбросает, будто и не было: по диким степям, суровым льдам, очередям, гостиницам, ДК и пивнушкам… (музыкальное оформление – Валентина Гончарова).
Фирменный стиль режиссера Валерия Симоненко – что еще сказать. Он умеет балансировать на грани юмора и печали. И чем тоньше эта черта, чем удивительнее совпадения, тем искреннее получается.