Пора ломать систему

2019-11-28

Автор: Ирина Елесина

Высшему образованию готовят реформу. Кажется, даже не одну. Буквально в прошлом номере «ОВ» рассказывал, что структурой «вышки» озаботился сам президент. Владимир Путин предложил подчиненным подумать, насколько логично делить на бакалавриат и магистратуру гуманитарные специальности. Вернется ли в вузы «пятилетка»? Думается, после сигнала от самого главы государства – вопрос уже чисто риторический. Собственно вопросом остается лишь, на какие специальности и когда. Параллельно Минобразования решает, как организовать набор студентов не так, как привык вуз, а так, как надо будущим работодателям. Чем отличаются министерские планы от мирских потребностей, разбирался «ОВ».



Образование в угоду бизнесу?

«Министерство науки и высшего образования разработает новые правила распределения контрольных цифр приема, модель планируется применить в 2021–2022 учебном году», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки. Ранее противоречивые правила распределения бюджетных мест в магистратуре также раскритиковал Владимир Путин, поставив проблему на вид министру науки и высшего образования Михаилу Котюкову.
«Минобрнауки России сообщает, что на данный момент ведутся работы по совершенствованию методики распределения контрольных цифр приема. В совершенствовании модели принимают участие федеральные органы исполнительной власти, различные ассоциации, а также ведущие вузы РФ», – сообщил представитель пресс-службы.

В чем же суть большой перемены по-министерски? Сегодня вузы фактически сами определяют, на какие специальности и сколько абитуриентов набирать. В министерстве считают, что решать надо бизнесу. Каких специалистов и сколько именно требуется в том или ином регионе, тем и давать фору.

Новая модель, в отличие от действующей, пояснили в министерстве, нацелена «на обеспечение спроса субъектов РФ на рабочую силу, а не на потребности образовательных организаций, находящихся на территориях соответствующих регионов».

«А знаешь, все уже было»

Конечно, проблема нехватки квалифицированных кадров появилась не вчера. Многие крупные компании уже давно активно взаимодействуют с вузами, открывая даже «свои» кафедры, по сути с нуля готовя нужных специалистов. Да и не сказать, что сами вузы не заинтересованы в том, чтобы их выпускники сразу нашли себе работу, желательно именно по специальности. И есть множество каналов, благодаря которым руководство вузов эту проблему закрывает.

Впрочем, разумеется, не всегда и не везде. Вот как прокомментировал «ОВ» министерскую инициативу руководитель направления развития и продвижения продукции одного из крупнейших орловских предприятий Павел М.:
– Я однозначно за. Единственное, боюсь, что вся красота затеи может быть испорчена извечным нашим «получилось как всегда». В советской системе каждая отрасль имела свои профильные вузы, а каждое мало-мальски работающее предприятие – закрепленные за ним техникумы и ПТУ. А раз все базировалось на государственном планировании, то и планы по заполняемости этих учебных заведений были просты и понятны: вот отрасль, в которой со временем уйдут на пенсию столько-то спецов, а вот учебные заведения, где мы сможем подготовить замену; вот завод, которому необходимы сорок сварщиков и пятьдесят токарей, а вот закрепленный за ним ПТУ, откуда выпускники гарантированно попадают на работу, а во время учебы живут в общежитии и получают стипендию. К сожалению, я в этот рай предопределенности не попал – окончил школу в 98-м и пошел в первый же попавшийся институт, куда меня зачислили, а не туда, куда хотел. Правда, в итоге я все равно работаю не по специальности.

Что касается текущего положения в промышленности, то оно печально: кадров нет, и где взять квалифицированных специалистов, пока не знает никто. Да, правительство в последнее время озадачилось: вкладываются деньги и немалые в популяризацию рабочих специальностей, но молодежь по-прежнему не хочет работать руками и трудиться в реальном секторе экономики. Во многом это связано с низкими зарплатами – лишь на ограниченном количестве предприятий инженер или токарь получает больше продавца в супермаркете электротехники. И вот этот перекос никакими прикреплениями учебных заведений не исправить: отучившись на единственном доступном факультете, выпускники все равно не пойдут по профилю. И наоборот, дайте достойную зарплату – и абитуриенты будут учиться выгодной профессии в любом доступном месте.

Разрыв все шире?

Разрыв между тем, чего ждут друг от друга, и тем, что реально могут дать друг другу бизнес и образование, действительно велик. «Появляются новые теории, а бизнес еще не обратил на них внимание. Либо наоборот, какие-то новые тенденции в бизнесе могут отражаться в образовательных программах через какой-то временной лаг. Для массового распространения того или иного инструментария нужно определенное количество экспериментов и время на то, чтобы эти эксперименты доказали либо свою целесообразность, либо ненужность», – объяснил РБК разрыв между теорией и практикой доцент кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ашот Сеферян.
Закроет ли этот разрыв новая реформа «вышки»? Подробностей большой перемены системы пока маловато. Остается только надеяться, что чиновники от образования не остановятся лишь на смене мест слагаемых, отдав работодателям на откуп выбор пользующихся спросом специальностей. А придумают что-то такое, благодаря чему выпускники вузов будут сразу получать реальные рабочие места, а не приносить в деканат справки, что нашли их.

Ольга Дровникова,
директор по персоналу ООО «Технодом»

Прежде чем реформировать высшее образование, нужно ясно понимать истинные причины отсутствия достаточного количества квалифицированных молодых кадров, а также решить, как эффективнее и в кратчайшие сроки избавиться от кадрового голода. Что касается ООО «Технодом», нам приходится прикладывать массу усилий и направлять денежные вливания в дополнительное образование наших сотрудников. Мы тесно сотрудничаем с профильными вузами, выбирая лучших студентов для трудоустройства в компанию, проводим конкурсы на знание техники «Джон Дир», практики студентов. Обучение сотрудников у нас имеет стратегическое значение. Если бы все компании в области так же, как ООО «Технодом», развивали, непрерывно обучая, свой персонал, а преподаватели вузов и студенты были более мотивированы и вовлечены в процесс обучения, то изменения и реформирования не потребовались. Одно знаю точно, нужно делать свою работу на совесть, на каждой позиции, студент ли ты, преподаватель или топ-менеджер. Если вы не выстрелите, вы гарантированно промажете.

Александр Воробьев,
генеральный директор
ООО «Тросна-Сельхозтехнология»

Практика готовить в вузах определенных специалистов по запросу компаний – идея не новая, но в последние годы, на мой взгляд, незаслуженно забытая. Такая схема сотрудничества была бы выгодна и бизнесу, получающему подготовленного под их нужды сотрудника, и студенту, уверенному в своем трудоустройстве после выпуска, и учебному заведению. Однако переходить полностью на наполнение вузов студентами по требованию компаний не считаю целесообразным. Тогда будет нивелировано право каждого из нас на получение высшего образования. Например, ИП «Рога-копыта» делает запрос на 15 инженеров. Будет ли это означать что Иван Петров, мечтающий стать инженером, но не имеющий выходы на бизнес, не получит желаемую профессию?

Николай Комель,
директор по персоналу
ПАО «Орелстрой»

Выпускников вузов в большинстве своем сложно отнести к категории квалифицированных кадров, прежде всего по причине недостаточного практического опыта и навыков применения своих знаний. В любом случае, мы проводим дополнительное обучение, точнее, адаптируем на практике всех, кто к нам приходит после высшего учебного заведения. Мы активно сотрудничаем с вузами по трудоустройству выпускников, и могли бы расширить программу при условии корректировки учебных программ в сторону увеличения практической части.