Портрет в творчестве орловских художников

2018-09-05

Автор: Юлия Тютюнова, член Ассоциации искусствоведов

В Орловском музее изобразительных искусств только что завершилось замечательное событие – выставка из фондов. Музей подарил орловцам и гостям города «Портрет в творчестве орловских художников». Более сотни произведений искусства авторов, имена которых уже вписаны в золотой фонд мастеров Орловщины, увидели зрители с 3-го по 26 августа. Среди портретов, представленных в экспозиции, как хорошо известные и любимые, ставшие уже визитной карточкой музея, так и извлеченные из запасников нечастые гости выставок.



Свидетельства эпохи
Над созданием экспозиции около полугода велась кропотливая работа коллективом музея ИЗО. Идейные вдохновители ее – главный хранитель музея Елена Игоревна Мережкина и старший научный сотрудник Татьяна Ивановна Мазуркевич – вдумчиво и бережно отбирали работы, стараясь через портреты воссоздать образ событийной и духовной истории Орловщины. И результат превзошел ожидания.
По картинам, представленным в экспозиции, можно изучать историю искусства ХХ века, начиная с лучших образцов русской академической художественной школы и заканчивая экспрессивными поисками современных художников. Кроме эстетической составляющей, произведения представляют безусловный интерес как свидетельства эпохи, повседневной жизни людей с их радостями, тяготами и подвигами. Выставка охватывает временной диапазон творчества художников более чем за 90 лет: «Автопортрет в очках» В.П. Третьякова датирован 1924 годом.

Тургенев и другие
Пройдемся по залам. Каждый раз удивляешься, как работникам музея на, мягко скажем, далеко не музейных площадях удается создавать столь многоплановые и сложные по замыслу экспозиции. Первый, условно назовем его «тургеневский», зал посвящен празднованию 200-летия со дня рождения нашего великого земляка. На вопрос, что послужило импульсом для создания экспозиции этого зала, главный хранитель музея Елена Мережкина отвечает так: «Для музея принципиальным и символичным было решение о вводе в экспозицию пяти произведений, экспонировавшихся на выставке «Тургенев и Родина», которая состоялась в ноябре 1968 года в стенах еще Орловской картинной галереи и была приурочена к 150-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Это следующие произведения, датируемые 1968 годом: «Раздумье» Андрея Ильича Курнакова, «Портрет И.С. Тургенева» Ивана Григорьевича Степанова, «И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой» Михаила Семеновича Хабленко, «Золотая осень. Тургенев на Родине» Камилла Вячеславовича Былинко, «Портрет И.С. Тургенева. Период «Записок охотника» Галины Ивановны Саловой.
Здесь же портреты деятелей культуры, науки и образования. Среди полотен: портрет заслуженного деятеля науки РСФСР, литературоведа, профессора ОГУ Галины Борисовны Курляндской, посвятившей жизнь исследованию творчества И.С. Тургенева, человека, чей вклад в историю культуры и образования города поистине огромен (автор – М.С. Хабленко), и портрет его же кисти заслуженного работника высшей школы РФ, декана факультета иностранных языков, проректора по учебной работе ОГУ Станислава Семеновича Савончика. Также в экспозиции портрет заслуженного деятеля искусств РСФСР, членкора Российской академии художеств, искусствоведа Игоря Ароновича Круглого (А.И. Курнаков), портреты поэта Егора Исаева и писателя Владимира Муссалитина (А.Г. Костянников), групповой портрет солисток хора имени И.С. Тургенева (А.И. Курнаков) и «Вечерний разговор» (Н.Я. Силаев).
Люди труда – еще одна сквозная тема выставки, отразившая советскую эпоху, судьбы граждан – строителей, рабочих, крестьян, – прославивших Отечество. Непоколебимой верой в правоту своего дела и силу разума веет от героев триптиха «Железобетонщики» (А.И. Курнаков). А рядом «Портрет железнодорожника» и «Портрет В.И. Почернина» – чемпиона мира по высшему пилотажу кисти Ю.А. Козленкова, портреты Героя Социалистического Труда Е.И. Тазенкова, электросварщиков и кузнецов – строителей новой жизни. Тружеников воспели в своем творчестве графики И.Н. Лучинина («Верочка») и Г.Д. Калмахелидзе (серии «Колхозники из села Чутово» и «Они ковали Победу»).

Истории жизни
Глубокое впечатление производят произведения скульптуры. Сколько мощи и силы в «Портрете рабочего Ю. Захарова» (Б.Д. Бологов) или «Доярки Нины Макаровой» (В.П. Басарев). Достойны внимания работы Г.А. Князевой: «Портрет маршала Г.К. Жукова» и «Портрет поэта В.П. Дронникова». Наряду с круглой скульптурой имеет место также пластика малых форм в произведениях Л.М. Бугая.
Отдельной подтемой можно выделить портреты и автопортреты художников. Скульптурный «Портрет В.А. Дудченко» (В.П. Басарев), «Якутский скульптор Е.Н. Винокурова» (Л.М. Бугай), автопортрет 50-х еще молодого Л.М. Бугая, «Набросок головы художника А.С. Кузнецова» (Н.Г. Тюрин), «Георгий Победоносец» – портрет Г.В. Дышленко кисти В.Н. Блинова, портрет К.С. Андросова (Г.Д. Калмахелидзе), профессоров ОГУ А.С. Хворостова и М.С. Хабленко (А.В. Кузнецов).
За каждым портретом – уникальная история жизни. Наряду с парадными и заказными портретами есть и глубоко личные, камерные произведения, отразившие отношение автора к модели, нежную заинтересованность в ней. Таковы женские портреты кисти Н.Я. Силаева и Н.В. Жатова, портреты матерей художников. Пронзительные автопортреты Ю.А. Арбузова поражают смелой передачей смены настроений, каждый – как срез душевного состояния художника в конкретный момент жизни. Психологически выразительны портреты Н.Н. Моревского: сравните портреты Л.В. Огневой и Г.Н. Третьяковой – и увидите два совершенно разных характера.

Война и графика
Зал графики представлен разнообразием тем и техник. Синтез эстампов и уникальной графики обогащает экспозицию. Портреты орловских писателей (Л.Н. Потапов) соседствуют с изображениями артистов театра «Русский стиль» и портретом выдающегося архитектора, подарившего городу множество прекрасных зданий, И.А. Иванова (О.И. Иванова). Продолжают экспозицию графические работы Н.А. Бородина «Портрет отца», «Хлебороб», «Бригадир монтажников».
Наброски военных лет… В августовские праздничные дни с особым волнением вглядываешься в лица победителей фашизма, подчас совсем еще молодых людей. Художник остается художником всегда. В редкие минуты затишья на фронте он достает из кармана заветный блокнотик и огрызком карандаша при слабом освещении керосинки запечатлевает на века своих однополчан, людей, подаривших будущим поколениям возможность жить и учиться. Таковы «Артиллерист», «Командир строевого взвода Шебанов» В.А. Дудченко, «Портрет Юдина» Н.Н. Моревского, «Митька из Воронежа» и «Шофер автобата Л. Бойко» из серии «Сослуживцы» В.А. Алексеева.
Удивительно, но факт: работы прошедшей советской эпохи до сих пор полны могучей энергии мысли и чувства, уважения к человеку. Произведения той поры являются ярчайшей иллюстрацией когда-то хрестоматийных, а ныне почти забытых слов горьковского персонажа: «Человек – вот правда! Это – огромно! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» Вернуть бы это в сегодняшний день, поднять бы большие темы в искусстве…