Потребляя проверяй

2020-07-08

Автор: Соб.инф

В наше время потребители становятся все более просвещенными – на помощь им приходят современные способы получения информации с помощью интернет-ресурсов. Правда, разобраться в этом многообразии самостоятельно и найти нужную, а главное – достоверную и полезную информацию может далеко не каждый!



Сегодня на наши вопросы ответит Алексей Калмыков, председатель межрегиональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» (МОО «ЦЗПП»), которая уже несколько лет помогает орловцам в защите их прав и законных интересов.

– Алексей Викторович, расскажите, с какими категориями потребителей работает Центр и какие проблемы приходится решать чаще всего ?

– С 2015 года МОО «ЦЗПП» работает со всеми категориями граждан, приобретающими товары, работы или услуги для личных нужд, и за это время с какими только ситуациями мы не сталкивались: споры с банками, микрофинансовыми организациями, потребительскими кооперативами, продавцами бытовой техники, мебели, автомобилей, пластиковых окон, сотовых телефонов, псевдомедицинских приборов, страховщиками и многое другое. Но чаще всего в последние годы к нам обращаются пенсионеры и предпенсионеры, а также участники долевого строительства и покупатели квартир в новостройках.

– С чем связан повышенный спрос на юридические услуги именно этих групп населения?

– Дело в том, что с данными категориями граждан наша общественная организация работает бесплатно, поскольку с 2017 года на базе Центра защиты прав потребителей реализуются социально значимые проекты с использованием грантов президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставляемые Фондом президентских грантов. То есть любой житель Орловской области, являющийся, например, дольщиком, может прийти в Центр со своей проблемой, и наши специалисты безвозмездно окажут ему всю необходимую юридическую или строительно-техническую помощь.

– Пенсионеры – сложная группа потребителей, с какими вопросами они обычно приходят в Центр?

– Люди старшего поколения чаще других обращают на себя внимание организаций, действующих на грани мошенничества, которые продают пожилым людям товары, не подлежащие обмену и возврату, по завышенным ценам, вводят их в заблуждение о необходимости проверки/замены счетчиков, установки и ремонта пластиковых окон, заключения договоров кредитования с микрофинансовыми организациями под грабительские проценты. Настоящие и будущие пенсионеры также часто интересуются поправками в законодательстве о пенсионном обеспечении и их применении на практике. В каждом отдельно взятом случае требуется принятие конкретных мер будь то толкование предусмотренных законом условий, направление претензии в «предприимчивую» торговую организацию, составление заявления в правоохранительные органы или иска в суд.

– С юридической помощью понятно. А что подразумевает оказание строительно-технической помощи?

– В штате МОО «ЦЗПП», помимо нескольких юристов, работает строительный эксперт, имеющий в своем распоряжении профессиональные измерительные приборы. По заявкам граждан он осуществляет бесплатные выезды в новостройки Орла и области для проверки качества вводимого в эксплуатацию жилья, выявления строительных дефектов, оказания дольщикам помощи в приемке квартир.

– Какие строительные недостатки обычно допускают застройщики, и что делать в случае их обнаружения?

– В массовом жилищном строительстве перечень возможных недостатков достаточно широкий, но, как правило, все они устранимы. Например, стены, полы и потолки квартир могут иметь неровности или отклонения относительно горизонтальной либо вертикальной плоскости, оконные блоки – устанавливаться с нарушением герметичности, обои – быть поклеенными с буграми, пробелами. Это распространенные дефекты. Приходилось сталкиваться и со случаями, когда по каким-либо причинам не работает вентиляция. Мы помогаем дольщикам зафиксировать обнаруженные дефекты и при их желании – грамотно составить претензию к застройщику.

– Как реагируют застройщики на такие претензии?

– По-разному. Некоторые воспринимают претензию «в штыки». В этом случае наш эксперт совместно с представителями застройщика выезжает на объект и в их присутствии еще раз производит необходимые измерения. При возникновении непонимания и в этом случае готовим иск в суд. Но есть и такие застройщики, которые сразу конструктивно подходят к решению проблемы и активно внедряют клиентоориентированный подход в свою работу. К ним можно отнести ПАО «Орелстрой» – крупнейшего застройщика жилья и коммерческой недвижимости Орла. Как правило, его представители внимательно относятся к каждому замечанию и готовы идти на встречу покупателю, а вся информация о выявленных недостатках поступает в отдел качества компании. По итогам выездов эксперта МОО «ЦЗПП» на объекты «Орелстроя» в 2018–2019 годах компания произвела модернизацию производства своих железобетонных конструкций. В результате сейчас вертикальные и горизонтальные отклонения стен в панельных домах этого застройщика практически не встречаются. Не делает ошибки тот, кто не работает. Другое дело, что необходимо постоянно проводить работу над ошибками и совершенствоваться!

– Встречались ли в Орле со случаями «потребительского терроризма»?

– Вы знаете, именно с «потребительским терроризмом», пожалуй, нет. Наши потребители, в отличие от европейских, еще только учатся бороться за свои права, поэтому в России в целом и в Орловской области в частности попытки заработать таким образом встречаются редко. Будем надеяться, что это весьма неблаговидное направление «бизнеса» в нашем регионе развиваться не будет.