Праздник живой воды

2011-01-21

Автор: Ольга СОЛНЦЕВА

В день Крещения верующие по обыкновению ждут чудес. В этот день православные приходят на источники за водой, которую затем хранят год, а то и больше. Есть и те, кто, не боясь мороза, в этот день окунается в прорубь, стремясь очиститься от грехов, а порой и исцелиться от тяжелой болезни. Верующие убеждены: эта вода обладает поистине необыкновенными свойствами, она не портится, сколько бы ни хранилась, и способна излечить. Именно потому, что сегодня, в день Крещения Господня, вода эта, по преданию, освящена ангелом.



Служение началось с Иордана

– Когда настало время Господу вступить в мессианское служение, он пришел на Иордан, – рассказывает «ОВ» настоятель Свято-Троицкого храма отец Андрей (Михалёв). – В момент, когда Иисус Христос принимал крещение, три лица Святой Троицы проявили себя впервые в Новом Завете. Небеса разверзлись, и Бог-Отец свидетельствовал: «Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса. Это исторический очерк праздника. На самом же деле сам праздник гораздо более глубинный, и его значимость для христиан весьма велика.

По природе своей вода является носителем жизни. Люди же, погружаясь в Иордан со своими грехами, наполнили ими воду. Господь, войдя в Иордан, своим Божеством «растворил» грех этих вод, превратив их в первоисточник жизни, наделив воду той сущностью, которой она должна обладать по своей природе. Главный смысл праздника Крещения для христиан в том, что именно с этого момента Господь вступил в мессианское служение, чтобы в результате взять на себя человеческий грех. «С рекой Иорданской приходит и крест, и отчуждение, и распятие», – говорят в церкви.

Вода святая, но…небезопасная?

По преданию, которое, впрочем, подтверждается и опытом православных верующих, вода, набранная в крещенский день, может храниться годами и является Великой Агиасмой, иначе говоря, великой святыней для православного мира. Верующие убеждены: освященной в этот праздник становится вся вода в любом источнике, даже та, что течет из-под крана. Но вместе с тем церковь призывает не набирать воду где попало даже 19 января. В святости ее сомнений нет, в отличие от «святости» тех, кто воду эту набирает.

– На самом деле, не так крепка вера большинства из нас, чтобы смертное испить и остаться в живых. Был же случай, кажется, в Пензе, когда в один из крещенских дней люди попали в больницу с кишечным отравлением. Потому что воду они набирали в местах с токсичными отходами. Нужно поступать по разуму и брать воду в специально предназначенных для этих целей местах, которые освящаются и указуются церковью, – призывает отец Андрей (Михалёв).

Сам обряд освящения воды является своеобразным возрождением воды иорданской, в которую ступил некогда Господь. Не случайно и прорубь, в которую традиционно принято окунаться верующим в течение дня 19 января, издавна получила название «иордань». Крестный ход на «иордань» совершался во всех русских городах. Традиция продолжается и сегодня. В Орле после торжественной литургии ночью 19 января, проведенной владыкой Пантелеимоном в Богоявленском соборе, где проходили все основные праздничные торжества, священство крестным ходом проследовало к реке Оке. Здесь, неподалеку от лодочной станции, по обычаю, была высечена прорубь.

Считается, что вся вода, освященная и в сочельник, и непосредственно в день Крещения, имеет одинаковую силу и считается «нетленной». Набрать ее можно в течение всего дня 19 января.