Предали забвению священный долг перед освободителями Орла

2018-07-26

Автор: С.Н. Земляков, ветеран труда

Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов» по своим масштабам и последствиям самая значительная в сражении на Орловско-Курской дуге. 5 августа 1943 года город Орел был освобожден от немецко-фашистских оккупантов. В ознаменование этой победы столица нашей Родины Москва салютовала 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Орел стал называться городом первого салюта. Вполне естественно стремление ветеранов и всех орловцев, чтобы «визитная карточка» Орла – железнодорожный вокзал – отражала подвиг и славу советских воинов. Тем более что перед глазами пример Курска, где в здании железнодорожного вокзала существует зал воинской славы как дань благодарности участникам Курской битвы.



Не то, чего
добивались
Поэтому инициативная группа «Дети войны» выступила с предложением создать зал воинской славы в здании орловского вокзала с панно «Орловская битва» и «Орел – город первого салюта». Это хорошо увязывалось с подписанным еще летом 2010 года соглашением между правительством Орловской области и дирекцией железнодорожных вокзалов – филиалом ОАО «РЖД» о модернизации орловского вокзала. О ряде дальнейших событий я уже рассказывал в одном из номеров «Орловского вестника», но вкратце напомню.
В октябре 2013 года пошли первые письма в адрес губернатора области и железнодорожных начальников с просьбой рассмотреть наше предложение и включить его в проектное задание на реконструкцию. В последовавших ответах идею зала воинской славы все одобряли и поддерживали. Впоследствии произошла подмена первоначальных инициаторов и самой сути их предложения – достойно и монументально увековечить память освободителей.
23 апреля 2014 года в управлении культуры и архивного дела Орловской области было проведено совещание «сотрудников ОАО «РЖД» и ОАО «РЖД – развитие вокзалов», а также представителей органов исполнительной власти и учреждений культуры Орловской области. По итогам совещания коллегиально были одобрены форма и эскизы информационных стендов «Схема-карта битвы за освобождение города Орла» и «Орел – город первого салюта и воинской славы», что зафиксировано в протоколе совещания».
2 августа 2014 года, накануне профессионального праздника – Дня железнодорожника – и в преддверии 71-й годовщины освобождения Орла от немецко-фашистских оккупантов в зале ожидания на втором этаже железнодорожного вокзала станции «Орел» были размещены четыре стенда, посвященных железнодорожникам. Их изготовление оплатил местный депутат. В торжественной обстановке, с участием руководителей ОАО «РЖД» и Орловской области этот зал ожидания был объявлен залом воинской славы.
Президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин., врио губернатора Орловской области В.В. Потомский и все соучастники принятия решения по оформлению зала воинской славы, родившиеся в послевоенный период и не испытавшие ужасов и жизненных трудностей во время Великой Отечественной войны, без угрызений совести совершили постыдный поступок, примитивно увековечив память воинов-освободителей Орла четырьмя стендами в неотремонтированном помещении с не соответствующими по тематике и идейной направленности витражами.
Они предали забвению священный долг перед освободителями города Орла чтить их бессмертный подвиг.
Только
в рамках
реконструкции
Длительная и внушительная переписка по вопросу улучшения зала воинской славы, активно поддержанная публикациями «Орловской городской газеты», аналитического еженедельника «Красная строка» и газеты «Орловский вестник», не принесла ожидаемых результатов. Неравнодушно отнеслись к решению данной проблемы известные политические и общественные деятели С.М. Миронов и Е.С. Строев.
На обращения членов инициативной группы «Дети войны», депутатов и жителей Орла следовал стандартный ответ ОАО «РЖД»: «Возможность оформления зала воинской славы с установкой монументальных сооружений, аналогичных установленным на вокзале в г. Курск, может быть рассмотрена только в рамках реконструкции вокзала станции «Орел» при условии включения данных работ в инвестиционную программу ОАО «РЖД». При этом вице-президент РЖД М.М. Акулов в письме от 12.02.2015 г. № ЖК 2090 о результатах рассмотрения депутатского запроса депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ М.В. Брячака сообщил: «В связи с тяжелой экономической ситуацией вопрос о реконструкции вокзала г. Орла, а также других объектов отложен».
Дети войны помнят, что в действительно тяжелейшие для страны послевоенные годы не посчитались с затратами, чтобы на здании железнодорожного вокзала станции «Орел», построенного в 1949–1950 годах, достойно увековечить память воинов-освободителей Орла. Над входом в транзитный зал и со стороны пассажирской платформы №2 на здании вокзала при сдаче в эксплуатацию был расположен барельеф, отображающий ратный подвиг советских воинов, участвовавших в сражениях за Орел.
В сложный для страны 1988 год Министерство путей сообщения СССР, в руководстве которого находились участники и дети войны, в знак благодарности и памяти установило на стене здания вокзала станции «Орел» со стороны платформы №2 мемориальную доску с перечислением воинских частей, которые «освободили станцию и вокзал от немецко-фашистских захватчиков».
Вопросы
без ответов
Шло время, ответы чиновников становились все замысловатее и свидетельствовали об игре, затеянной либо с целью предложение похоронить, либо отделаться от него минимумом затрат.
Начальник дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» В.Л. Вотолевский в письме от 16 октября 2017 года №8329/ДНВ по вопросу улучшения оформления зала воинской славы на вокзале «Орел» в адрес депутата Орловского облсовета Р.В. Перелыгина сообщил: «В связи с подготовкой вокзальных комплексов к чемпионату мира по футболу 2018 года рассмотрение комплексной реконструкции железнодорожного вокзала станции «Орел» перенесено на 2019 год. Дирекция готова рассмотреть выполнение данных работ на вокзале «Орел» при условии финансирования данного проекта из муниципального бюджета». Безусловно, руководителю такого уровня известно, что выделение средств из бюджета города на объекты, которые не являются муниципальной собственностью, запрещено законом.
Мнение железнодорожного начальства неожиданно изменилось уже до совершенно новой формулировки. В ответе от 25 мая 2018 года стороннику идеи «Детей войны» В.В. Дрожникову сказано: «… в компетенцию компании не входят задачи по созданию памятников и культурных ценностей», в связи с чем дан совет обратиться «в компетентный региональный орган Министерства культуры Российской Федерации, а также в Российское военно-историческое общество…»
Еще есть
время
В начале 2015 года инициаторы предложили к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на фасадах здания вокзала со стороны пассажирских платформ выполнить неоновыми или светодиодными буквами надпись: «Орел – город первого салюта и воинской славы» и установить макет ордена Отечественной войны I степени, которым награжден Орел. Управление градостроительства, архитектуры и землеустройства Орловской области в письме сообщило, что считает возможным оказать содействие администрации ОАО «РЖД» при оформлении здания железнодорожного вокзала станции «Орел» в виде консультативной помощи.
Заместитель Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» А.С. Кехлеров в ответе от 11 ноября 2015 года №2/875, сославшись на «Единую навигационную систему ОАО «РЖД», посчитал, что принять «предложение о выполнении на фасадах здания вокзала «Орел» дополнительных надписей и тематических оформлений не представляется возможным».
В то же время «Руководство по применению единой навигационной системы и остановочных пунктов холдинга «РЖД» (Общие положения. П. 1.4, 1.4.1) не запрещает размещение вторичной информации как в поле первичной информации, так и в поле вторичной информации навигационной системы.
В упомянутом выше письме по проблеме тематического оформления фасадов здания вокзала В.Л. Вотолевский сообщил: «Установка надписи на фасаде вокзального комплекса противоречит единой навигационной системе, которая применяется в рамках фирменного стиля бренда ОАО «РЖД».
Однако на здании железнодорожного вокзала в городе Белгороде красуется надпись «Город первого салюта», а в городе Ельне Смоленской области – барельеф ордена Отечественной войны I степени.
Еще есть время, чтобы к 75-летию освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков разместить на фасадах вокзала надписи «Орел – город первого салюта и воинской славы» и макет ордена Отечественной войны I степени, которым награжден Орел, а к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне создать по-настоящему монументально и декоративно оформленный зал воинской славы, увековечивающий ратный подвиг советских воинов-освободителей.
Анализ переписки по данным существенным проблемам показал, что ответы подписывали должностные лица, решения которых не являются окончательными и могут быть изменены вышестоящим начальством.
Полагаю, что гражданский долг чести не позволит первым руководителям ОАО «РЖД» и Орловской области отказать освободителям города Орла в достойном увековечивании одержанной ими Победы над немецко-фашистскими оккупантами в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в решающем сражении на Орловско-Курской дуге.