«Преграды, пространства, года одолев…»

2019-02-08

Автор: Марина Петухова

Эти слова Евгения Аграновича о победившей забвение силе «Песен- ветеранов» впервые прозвучали в 2006 году, когда в День воинской славы России мы отмечали 65-ю годовщину битвы за Москву. Они же удивительным образом предвосхитили итог не менее значимого, мирного сражения – за память о самом авторе на его малой родине. Орел, из своего гнезда отпустивший Евгения Аграновича одиннадцатилетним птенцом, с достоинством воздает дань памяти ему возмужавшему – фронтовику и герою войны, выдающемуся деятелю российской истории и культуры XX – начала XXI столетий. В таком качестве имя его на Орловщине обрело должную известность несколько позже, чем в столице, но уже в 2010 году по праву пополнило ряд имен прославленных писателей и поэтов, а в 2015-м, в канун празднования 70-летия Великой Победы, увековечено на мемориальной доске. В 2019 году 100-летию со дня рождения Евгения Аграновича музей писателей-орловцев посвящает выставку «Память не знает границ».



«Память прежних дней»
Символично название этой уникальной выставки, как и дата ее открытия – 16 января. Действительно, лишь память нетленна и властна над временем, пространством, и не знает границ. Лишь она может продлевать духовную жизнь ушедшего человека, творца. Но если ослабят свои усилия те, кто теплит ее «в сердцах живых», неумолимо начнет она угасать…
Об этом одна из великих песен на стихи Евгения Аграновича «Вечный огонь», прозвучавшая в фильме «Офицеры» без малого полвека назад и навсегда ставшая одной из главных песен России. Многие годы ее блистательно исполняет снявшийся в этой картине, неразрывно связанный для нас с этой песней, несравненный Василий Лановой, который именно в день открытия юбилейной выставки Евгения Аграновича сам стал юбиляром – ему исполнилось 85 лет!
К понятию «память» как нравственной, философской категории в своем творчестве не раз обращался Евгений Агранович, и его поэтические выводы поражают глубиной осмысления, яркими образами. Например, эти:

И что нам память прежних дней,
Воспоминанья давних лет?
Мудрец сказал: «Мешок камней!»
«Вторая жизнь!» – сказал поэт…

Именно эта, «вторая жизнь» нашего легендарного земляка, а также его братьев: родного – Леонида Аграновича и двоюродного – Александра Левикова, представлена на открывшейся в музее писателей-орловцев выставке. Жизнь, прошедшая не в Орле – в столичной Москве – и, по сути, вобравшая в себя целую эпоху культурной жизни России.
Экспонаты для этой выставки взяты из фонда «Ф.182 семьи Аграновичей», который насчитывает около 800 единиц хранения, в том числе 173 редкие книги, около 50 вещевых памятников, около 60 изобразительных и порядка 500 рукописно-документальных единиц хранения. Огромный, необыкновенно разнообразный и интересный фонд!
Конечно же, в полном объеме показать все это на одной, даже столь знаковой выставке невозможно. Столетие со дня рождения Евгения Аграновича знаменует лишь очень малая часть этих сокровищ, но зато это совсем другие экспонаты, чем мы видели ранее на музейных выставках.

«Продлится долгий путь не день, не год…»
Впервые музей Тургенева представлял в своих стенах имя поэта и воина Евгения Аграновича, его книги, фотографии военных и мирных лет на апрельской, 2010 года, выставке «Рядовые культуры» в канун 65-летия Великой Победы. Отчетная выставка музейных дарителей в декабре 2014 года показала личные предметы Леонида Аграновича. Выставка «Чудесный кинемо» в феврале 2016-го дала зрителям возможность узнать братьев Евгения и Леонида Аграновичей как деятелей кино – афиши, сценарии, книги. В июле 2016 года в открывшемся после реставрации музее писателей-орловцев портрет Евгения Аграновича уже занимал почетное место в разделе экспозиции зала, посвященного писателям XX века. И вот наконец по месту этой «постоянной прописки» Евгения Аграновича – его юбилейная выставка, представляющая совершенно особые, бесценные реликвии.
Это пиджак Евгения Аграновича, сшитый в 1959 году на заказ в ателье Литфонда, с аккуратно выбитыми дырочками под ордена. Созданные руками Евгения Даниловича из древесных корней скульптуры «Похищение» и «Гитарист», а также трость, вырезанная им из дерева для брата Леонида. С аналогичной своей Евгений Агранович не раз выходил петь на сцену даже Кремлевского дворца, и пятитысячный зрительный зал принимал его с такой «авторской» тростью восторженно. Это печатная машинка, на которой работал Евгений Данилович, и листок с им отпечатанным на этой машинке стихотворением «Под небом ночным…». Его автограф ветеранского тоста «Жива Победа!» и редчайшие публикации в газетах «Красноармейская правда» за 1946 год и журнале «Советский воин» за 1950 год. Детские издания всем хорошо знакомого «Пишичитая» и практически безвестная «маленькая пиеса» «Куда вы звоните?» в «недрах… тощей книги» репертуарной самодеятельности «Шутить везде», выпущенной в 1968 году. Копии его удостоверений. На фотографиях в Орле – детские лица его и брата Лени, их матери и отца… Многое, многое другое, также вызывающее подлинный интерес.
Сегодня даже страшно представить, что всего этого могло не быть для нас, для малой родины поэта, для страны в целом. Великая честь выпала Орлу – единственному городу в России, который на государственном уровне сохраняет память о Евгении Аграновиче – герое государственного же масштаба, герое и «былых времен», и наших, современных. Потому необходимо отдать дань благодарности тем людям, которые подарили нам такую возможность.
Основой музейного фонда «Семьи Аграновичей» стал щедрый дар Марка и Михаила Аграновичей – живущих в Москве сыновей Леонида Даниловича. Непросто было убедить их в важности передачи литературно-документального архива их знаменитого отца, родившегося в 1915 году «на станции Змиевка Орловской губернии», именно на малую родину, в ее исторический центр Орел.
Из Тверской области, из добрых рук невестки поэта Анны Пиотровской Орел получил печатную машинку и газетные публикации, а ранее – «треугольнички» писем 1945 года, адресованных Евгению Аграновичу. Подборки его прижизненно изданных книг Анна подарила музею, облархиву и библиотеке имени Бунина. Приходите к этим книгам, прикасайтесь к ним, читайте их!
Пиджак, скульптуру и автограф передал москвич Андрей Яновский, близкий друг Евгения Даниловича, автор замечательных фотографий многих его скульптур.
Стенд, висевший в дни празднования 870-летия Москвы на улице Покровка 2/1, на доме, куда в 1946 году Евгений Агранович вернулся после войны, а мама его не узнала, – дар музея «Огни Москвы» и Владимира Альера, исследователя и исполнителя классической авторской песни. Этот человек сделал для Евгения Аграновича главный в его жизни подарок – на пороге его 80-летия смог бесповоротно изменить его судьбу. «Безымянный» творец стал широко востребован, обрел долгожданную и должную известность, ответную любовь всех нас. Все это триумфальное десятилетие Владимир был рядом с Евгением Аграновичем, а после его ухода не оставляет стараний по сбережению его памяти, и не только в России, но и за ее пределами.
В Орле многие помнят его памятные вечера, а их с 2010 года было уже семь – в лектории музея Тургенева, зале библиотеки имени Бунина, театре «Русский стиль», в организации «Нэшер». На концерте Владимира Альера в музее писателей-орловцев писатель Валерий Протасов высказал свои, а также музейных сотрудников и зрителей впечатления: «Столько доброты и света в выступлении нашего дорогого гостя, что нельзя не быть благодарным и не испытать самых искренних чувств уважения к нему!»

«И верю, что пусть не скоро…»
Выставка музея писателей-орловцев явилась первым в наступившем году приношением памяти Евгения Аграновича в его век на его малой родине. Мы знаем, что рожден в Орле он был «дважды»: де-факто – 13 октября 1918 года и де-юре – 14 ноября 1919-го, когда ему были выписаны метрики. Этот невероятный факт дарит нам возможность доказывать, что временные границы памяти для нас гораздо шире этих дат – и для культурной элиты, и для старших поколений, и «для ребят, что сейчас растут» имя Евгения Аграновича в Орле уже никогда не станет «землей и травой», а как «вечный огонь, нам завещанный одним», будет храниться в душах.
И верю, «что пусть нескоро», но зазвучит оно именем одной из орловских улиц, а гораздо раньше, и не раз – на новых выставках музея, облархива, библиотеки имени Бунина. Что молодые голоса исполнят его песни, стихи, прозу со сцен Орловского института культуры, Орловского государственного университета. Что театр «Русский стиль», студенческие театральные группы ОГУ в Год театра России и год столетия Евгения Аграновича обратятся к его творчеству и его биографии, создадут на этом бесценном материале свои постановки.