Прибалтийская тетралогия. Литва

2018-08-07

Автор: Ирина Крахмалева

В прошлых двух частях тетралогии, посвященной весенней поездке в Прибалтику, я рассказывала, как нам довелось побывать в Латвии и Эстонии. После наш путь лежал в самое южное из прибалтийских государств – Литву. Комфортабельным автобусом мы добрались из Таллина через Ригу в Вильнюс, в так называемые «ворота Балтики». Наиболее примечательные из увиденных нами литовских «картин» – в этом материале.



Город Гедиминаса
Первое письменное упоминание о Вильнюсе как о «стольном граде» сделал великий князь литовский Гедиминас в 1323 году. Город, получивший наименование от реки, на которой расположен, звался Вильной (до 1918 года), Вильно (1919–1939), а теперь именуется Вильнюсом. Время особенного его расцвета приходится на период сильнейшего европейского государства – Великого княжества Литовского. В состав оного при Гедиминасе вошли многие окрестные земли, оказавшиеся в политической зависимости от Литвы.
В центре Вильнюса проспект носит имя князя Гедиминаса. О нем напоминают и несколько главных достопримечательностей. На замковой горе расположено самое древнее строение столицы Литвы – башня Гедимина. Построенная на холме как часть Верхнего замка, с сильными крепостными стенами, в XIV и XV веках она с честью выдержала набеги крестоносцев. Увы, на период нашего пребывания объект был закрыт на реконструкцию. Однако мы лично убедились, что башня великолепно просматривается с двух точек.
Во-первых, с колокольни кафедрального собора святых Станислава и Владислава, что на кафедральной площади, у подножия холма, на месте прежнего Нижнего замка. Подниматься разрешено почти на самый верх. По пути открываешь для себя историю старых колоколов и даже пробуешь некоторые из них на звучание. Внутри колокольни не раз случались пожары, что видно по закопченным стенам. От подлинной старины пробегают мурашки. На самом верху время отбивает самый нарядный колокол, отлитый в XVII веке мастером Яном Деламарсом.
Вторая видовая точка – напротив горы Гедимина – гора Трех Крестов. В XIV веке здесь был Кривой замок, а кресты появились в память о замученных язычниками францисканских монахах. Три креста ярко белеют при солнечном свете и подсвечиваются вечером. Но вернемся к Гедиминасу.
В конце прошлого столетия основателю Вильнюса поставили памятник на площади у собора. Князь, в доспехах, с оружием и на коне, словно изображен в момент принятия волевого решения, после сна о «железном волке», – основать на горе, в устье реки Вильни, крепость – будущую столицу княжества Литовского.

Архитектурные изыски
В Вильнюсе самый большой в Восточной Европе Старый город – территория в 360 гектаров. Исторический центр занесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Литовская столица изобилует прекрасными культовыми сооружениями разных исторических периодов.
Вход в Старый город – через Остробрамские ворота, которые были частью оборонительной системы, знаменитые Вильнюсской Мадонной. Здесь, в часовне, хранится почитаемая христианами чудотворная икона Пресвятой Девы Марии. Еще одни ворота – Базилианские – с изображением Святой Троицы.
Один из древнейших православных храмов столицы – Никольская церковь, известная с XIV века, несколько раз перестроенная в разных архитектурных стилях. В настоящее время она хранит черты русско-византийского исполнения. За чугунной решеткой в небо устремляется розовый силуэт храма в честь Святителя Николая. Внутри церковь очень компактная и уютная.
В центре города немало костелов, также привлекающих внимание своим изысканным обликом. Мы были восхищены ансамблем костелов Святой Анны и Бернардинцев. Это причудливое, из красного камня, сочетание тончайшей постройки в готическом стиле – с первого взгляда сложно подсчитать, сколько в ней арок и шпилей, – и массивного оборонительного сооружения с формами эпохи Ренессанса.
По Старому городу легко и приятно перемещаться пешком. Или велосипедом. Современная же часть Вильнюса охвачена развитой маршрутной сетью автобусов и троллейбусов. Подробная схема маршрутов есть на каждой остановке – на столбах в виде вращающегося цилиндра. Одноразовый проезд обошелся в 1 евро. В салонах нам попадались советские компостеры.

Уличное искусство и Ужупис
В столице Литвы есть необычный квартал, а вернее, Республика. Пять веков назад в Ужуписе селилась городская беднота. Теперь же это Республика Заречье – место, которое облюбовала вильнюсская богема. Что-то подобное я видела в итальянском Римини. Люди искусства превратили заброшенные дома в уютные мастерские и галереи, открыли кафе с живой музыкой, создали собственное арт-пространство. На входе в Ужупис – полушуточный знак населенного пункта. 1 апреля местные жители отмечают День независимости. У Республики есть свои гимн и конституция, свой президент, свои социальные институты. А еще – весьма привлекательные для туристов семь мостов и забавные скульптурные персонажи. Например, Русалка, отдыхающая в арке под мостом. Или трубящий Ангел на колонне на главной площади. Он символизирует возрождение и творческую активность квартала.
О свободе выражения художников можно судить по уличному искусству. В Вильнюсе множество граффити, выполненных профессионалами от стрит-арта. Например, на проспекте Гедимина литовская художница нарисовала художницу Фриду Калло на стене напротив скульптуры писательницы Жемайте – спровоцировала двух женщин на беседу. Район Ужуписа и вовсе изобилует оригинальными изображениями. Так, на улице Пилимо, неподалеку от железнодорожного вокзала, итальянский художник на фасаде дома изобразил кипящий жизнью город. А близнецы из Сан-Пауло на другом здании на той же улице посадили на ладонь великана своего литовского дедушку. Яркие граффити встретились нам и на улицах города Каунаса. Особенно запомнился «Космический еж».

Временная столица Литвы
Такой статус носил Каунас с 1919-го по 1939 год. Поселение на месте слияния рек Няман и Нярис выросло в современный европейский город (путеводители отмечают, что в 2022 году он будет объявлен культурной столицей Европы). Здесь развито производство, на высоком уровне пищевая промышленность. Основные достопримечательности – в Старом городе. Мы очутились в Каунасе в выходной день и убедились, что в старинной белоснежной городской ратуше сегодня проводят бракосочетания. А на площади ремесленники ведут большой праздничный торг. Ярмарка и концертная площадка развернулись и у стен сохранившегося Каунасского (Ковенского) красного замка. Пока одни дети готовились к воспроизведению средневекового сражения, другие вместе со взрослыми, вооружившись инвентарем, проводили экологический субботник у памятника архитектуры – костела Святого Георгия.
Любимое место прогулок горожан – почти двухкилометровая главная пешеходная, с велодорожками, аллея Лайсвес (Свободы). По пути к ней мы прошлись по узким вымощенным брусчаткой улочкам. На одной из них увидели необычный арт-объект. На уровне глаз была подвешена дюжина воздушных шаров из папье-маше, с вариациями раскрашенных в цвета национального флага. Воздухоплавание развито в Литве. Кстати, при первом знакомстве с Вильнюсом мы увидели проплывающие в раннем рассветном небе два воздушных шара над старинным кладбищем Расу. Там покоится прах художника М. Чюрлениса.

Литовский хлеб и короли Чюрлениса
Мне хотелось увидеть картины этого художника, чье творческое наследие было популярно у нас в советские годы. В Каунасе я отправилась в Национальный художественный музей им. М.К. Чюрлениса.
В коллекции музея – изобразительное и прикладное искусство Литвы и других стран XV–XX веков. Собственно, произведения Чюрлениса представлены в отдельной пристройке к зданию.
Творческое наследие М.К. Чюрлениса – это более 300 произведений живописи и графики. Значительная их часть хранится как раз в Каунасском музее, одиночные работы – в музеях Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга. Несколько работ – в частных коллекциях. Большая часть картин выставлена в музейных залах.
По образованию и по образу мысли Микалоюс Константинас Чюрленис, автор 400 музыкальных сочинений, был композитором и художником. Искусствоведы установили, что в его творчестве переплелись идеи неоромантизма, символизма, абстракционизма, ар-нуво. Его творческий поиск занял всего десять лет, но это было время подлинного новаторства. Он открыл модернизм в литовском искусстве начала XX века. Темперой на бумаге написал сонаты, прелюдии, фуги, создал визуальный аналог формы музыкального произведения. Космогонические мифы художника так и экспонируются в музее – цифровыми частями, циклами.
В музыкальном зале можно прослушать семь произведений М.К. Чюрлениса и увидеть им нарисованный занавес для литовского общества «Рута». Экскурсовод во время осмотра экспозиции особенно указала на знаменитую картину – «Сказку королей»: Чюрленис изобразил, как в руках те заботливо держат мироздание литовцев и залог процветания этой земли – литовский хлеб.
P.S. Завершит прибалтийскую тетралогию повествование о Калининграде.