Профессия – мультипликатор

2022-09-15

Автор: Наталья Синицына, фото героини материала

Такой жанр кинематографа, как мультипликация, популярен и у взрослых, и у детей. Большинство с удовольствием смотрит «мульты» – кто еще советские, кто современные. Но как их делают, какова кухня этой индустрии, как попасть в данную сферу и стать востребованным. О нюансах жанра, особенностях и подводных камнях профессии мультипликатора «ОВ» беседовал с орловчанкой Мариной Мининой, которая знает о мультфильмах все и вот уже несколько лет обучает детей искусству их создания.



Большая конкуренция

– Марина, как становятся мультипликатором?
– Если брать классическую схему, сначала хорошо бы пойти в специализированное учебное заведение, например ВГИК. Также есть подобный вуз в Питере и училище в Екатеринбурге. Вообще в России не так много государственных образовательных учреждений, где учат мультипликации.
Чаще всего происходит так: ты учишься на классического художника, а потом идешь на платные курсы мультипликации. Просто в государственном вузе очень большая конкуренция. Когда я пробовала поступить во ВГИК, там было всего пять бюджетных мест, а желающих – около 300 человек. И многие поступают не с первого раза, это обыкновенная история. Так что нужно быть готовым к такому повороту.
– Почему же столько людей рвутся в аниматоры? Есть какие-то высокооплачиваемые варианты трудоустройства? В этой сфере можно хорошо зарабатывать?
– Все зависит от ваших желаний. Если хотите создавать авторскую мультипликацию, то вам путь на конкурсы и фестивали. Много денег за такое направление получить сложно, но наградой станет признание как профессионала.
Если же основная цель заработать, то вам нужно в студии, создающие коммерческие мультики. Там вас ждет командная работа.

Ограничены рамками

– Вы выбрали третий путь – стали педагогом.
– Да, получив классическое художественное образование в Орле, после я неоднократно проходила курсы по анимации. Сейчас считаю себя действительно больше педагогом, чем коммерческим мультипликатором. До декретного отпуска у меня на базе Дворца пионеров была детская студия мультипликации.
– Расскажите о ней.
– Мои воспитанники довольно рано начали участвовать в фестивалях и конкурсах. Обычно первые пару-тройку лет дети должны вникнуть во все азы, набить руку. Но у нас получилось иначе.
В 2018 году мы сняли первый мультик, поехали на фестиваль «Жар-птица» в Новосибирск и стали лауреатами. Жюри заинтересовал стиль произведения – мульт был сделан в необычной технике, из картона, в красно-белом цветовом решении и посвящался орловскому спису.
– О победах говорить приятно. А с какими трудностями столкнулись, начав развивать мультипликацию в Орле?
– Начав работать, я заметила, что люди не понимали, как обучение мультипликации может пригодиться их ребенку. Они считали, что лучше отдать его на курсы вязания, так как от этого больше пользы. Сейчас такого не наблюдаю.
Есть сложности в административном плане. Например, у меня в группе должно быть 15 человек – в соответствии с образовательными стандартами. Это тяжело, ведь проработать каждый элемент, каждую технику с отдельным учеником становится невозможно. А хочется дать всем детям максимум знаний.

Терапия мультфильмами

– Чем занимаетесь сейчас?
– Я нахожусь в декретном отпуске, совершенствую свои знания в коммерческой мультипликации. Из последних работ – оригинальный заказ. Знакомая попросила нарисовать мини-мультик для сестры в качестве подарка на день рождения. Пока подрастает сынишка, занимаюсь мульттерапией в программе укрепления семьи от «Детской деревни-SOS».
– В чем ее суть?
– Ребенок с ограниченными возможностями здоровья или находящийся в трудной жизненной ситуации приходит с другом или родственником к нам в студию. У нас нет цели сразу сделать красивый позитивный мульт, мы стараемся превратить наши занятия в терапию. Это сложное направление, но при этом действенное. Сначала ребенок создает что-то темное, мрачное – так из него «выходят» переживания. Спустя несколько месяцев работы его рисунки становятся спокойнее, позитивнее, и тогда мы переходим к созданию мультипликационного произведения. Как правило, у таких детей возникают совершенно замечательные идеи.

Советские – лучшие

– А если вы сами захотите сделать мультфильм, каким он будет?
– Что-то философское, символическое. Идеи часто нахожу в окружающем мире: вот впереди идущий старичок забавно ковыляет или вдохновляют эмоции человека…
– Что для вас важнее: о чем фильм или как он сделан? При просмотре чужих работ включаете эксперта?
– Мне важна красивая анимация, даже не сама картинка, а отрисовка движения. И да, я автоматически каждый увиденный мультик анализирую. Часто сравниваю советские фильмы и их современное продолжение. Во многих случаях прихожу к мысли, что в СССР не было таких технических возможностей, а картины все равно получались лучше. Была в них душевность.
– А сейчас какие особенности отечественного производства мультфильмов наблюдаете?
– В коммерческих мультах я вижу много кальки с западных образцов – ужимки, драки. А вот японская анимация самобытна и не «впускает» в себя чужеродных веяний, этим и прекрасна.
– Как думаете, мультики влияют на детей? Чему могут научить?
– Однозначно мультфильмы имеют влияние, как и весь кинематограф в целом. Они помогают ребенку обучаться – считать, учить цвета, слова и так далее. К тому же герои мульта могут показывать правильный пример, как реагировать в той или иной ситуации. Главное – выбрать те самые позитивные, обучающие фильмы.

Нюансы профессии

– В чем конкретно состоит работа аниматора: учить детей доброму-вечному, рисовать персонажей, придумывать сюжет, компьютерные спецэффекты?
– У мультипликаторов есть разделение на множество профилей. Считается, что такая система впервые сложилась у Уолта Диснея. Есть те, кто рисует персонажей, кто ставит сцены, кто-то рисует фоны. Специалисты, которые хорошо понимают анатомию и пластику, отрисовывают героев именно в движении. То есть каждый человек при создании мульта занимает нишу, в которой он профи.
– Требования к мультипликаторам во всех студиях одинаковые?
– Каждый мульт – это новая история. Приходя в новый проект, изучаешь другие компьютерные программы, новые приемы. Это заставляет быть в тонусе, постоянно отслеживать технологические новинки в области мультипликации.
– Во всех профессиях, так или иначе, есть подводные камни, о которых не догадываешься, пока не начнешь работать. С какими неожиданными трудностями вы сталкивались?
– Создание мультфильма – это рутина. Да, на первых порах, когда ты продумывешь персонажа или пишешь сценарий – это сплошное творчество, а затем идет долгий процесс отрисовки движений, фонов… На этом этапе важно не забывать, зачем ты вообще все это затеял, иначе можно морально выдохнуться.
– Каковы планы на будущее? Что бы хотелось создать?
– Хочу и дальше обучать юных орловцев мультипликации, показать им глубину этого мира. Хочется сделать несколько фильмов с воспитанниками, но это всегда со-творчество, поэтому нельзя сказать однозначно, что получится в итоге.