Прогибается ли «Дружба»?

2019-06-06

Автор: Елена Майорова

В конце мая ход капитального ремонта моста Дружбы в Орле снова привлек внимание общественности, депутатов и чиновников. Понятно, что за все это время наполовину закрытый мост уже стал притчей во языцех, особенно для тех, кто ежедневно вынужден по нему проезжать. Люди честно признаются: страшно! О необходимости полностью закрыть мост для движения транспорта 22 мая заявил представитель компании-подрядчика ООО «Региональные газораспределительные сети» (РГС). По его мнению, это вдвое сократит ход работ по изначально сорванному графику. Специалисты парируют: подрядчик, не имеющий реального опыта в мостостроении, якобы использует любые поводы, чтобы затягивать процесс, и закрытие моста ему только на руку. Но главная проблема уже даже не в этом. Мост, который, по мнению опытных специалистов, изначально вообще не нуждался в ремонте, «благодаря» проводимым работам сегодня реально стал опасным. Сами мостовики тоже выступают за его закрытие. Правда, по иным причинам, нежели подрядчик.



По ту точку зрения
– Я считаю, что проект капитального ремонта моста не в полной мере отразил его реальное состояние, – заявил на заседании комитета облсовета представитель подрядчика Александр Клещевник, исполнительный директор ООО «Амурсталь конструкция» (данная организация – «дочка» ООО «РГС». – Прим. авт.). – После демонтажа верхнего слоя стало понятно, что балки, которые мы изначально не планировали менять, все-таки нуждаются в замене. Для этого требуется специальный кран, мы его заказали. Но его изготовление и доставка в Орел заняли несколько месяцев, в связи с чем мы отстали от графика. Полное закрытие моста для движения ускорит ход работ в два раза. Полностью сдать объект мы могли бы весной следующего года.
Это, если вкратце, то, как подрядчик видит причину срыва сроков ремонта моста Дружбы в Орле. К слову, согласно муниципальному контракту, срок окончания работ установлен до 15 декабря 2019-го. Поэтому весна года следующего – самый оптимистичный прогноз – все равно выходит за рамки.
У нынешнего руководителя МКУ «Управление коммунального хозяйства г. Орла» (заказчик работ по муниципальному контракту) Дмитрия Фролова свое видение. К слову, он восьмой (!) по счету начальник УКХ с того момента, как в Орле вообще затеяли ремонтировать мост Дружбы. Так, Фролов уверен: подрядчик «выиграл объект, но ничего не делает». А вот эксперты-мостовики, работающие в Орле на общественных началах, убеждены: лучше бы и правда на мосту ничего не делалось. Но об этом чуть ниже.

Немного истории
Для справки: ООО «РГС» в общем-то ничего и не выигрывало. Контракт был заключен с единственным поставщиком. Например, первый «юбилейный» подряд – на строительство канализационного коллектора в Орле – с ООО «Гаджет» был заключен так же, согласование подписал тогдашний замгубернатора Игорь Гармаш. Тогда, в 2011 году, речь шла о муниципальном контракте на почти 90 миллионов рублей с фирмой, которая прежде никогда не выполняла подобных работ, не имела собственных квалифицированных рабочих и техники, сорвала все допустимые сроки. Более того, отсутствие должного контроля, смена метода ведения работ и несоблюдение техники безопасности привели к трагедии – гибели двух рабочих в траншее коллектора.
В 2018 году история повторяется: на капитальный ремонт сложнейшего объекта – автомобильного моста – подрядилась организация с корнями в кипрских оффшорах, которая не имеет должного опыта работы, нанимает субподрядчиков и далее по схеме. Правда, на этот раз согласование на подписание контракта с единственным поставщиком подписал не высокий «областной» чин, а и.о. начальника контрольно-ревизионного отдела некто М.И. Костриков. Цена контракта – 293 145 000 рублей, деньги выделены из федерального бюджета. В нем прописано, что заказчик обязан вести контроль и технический надзор за ходом работ. Гарантийный срок на мост – восемь (!) лет. А автор проектно-сметной документации, кстати, и вовсе дал гарантию на свой проект один (!) год. Это притом что, по мнению экспертов, такие документы составляются пусть не на века, но не на одно десятилетие точно.

Жди беды?
На комитете областного Совета Дмитрий Фролов подтвердил то, о чем уже ходили разговоры: проектировщик в одностороннем порядке отказался от своих обязательств по ведению авторского надзора. То есть, по сути, нет полномочного контроля над тем, что именно делает подрядчик. Формальным поводом стала задержка оплаты по договору. Вячеслав Надуткин, известный в Орле специалист-мостовик, руководитель общественной организации «Дорога-450», уверен: проектировщик просто воспользовался этой возможностью и умыл руки. Проект сразу был составлен, скажем так, с ошибками. Автор должного рвения к контролю не проявлял изначально. А деятельность подрядчика и вовсе привела мост к угрозе обрушения.
– Мост Дружбы – единственный в Орле, который в ремонте вообще не нуждался, – уверен Надуткин. – Небольшую трещину на одной из его опор мы видим лет пятьдесят, она не увеличивалась. Единственное, что с ней можно было сделать – поставить «маячок» и наблюдать.
Далее пошли термины, но если перевести грамотную речь специалиста на обывательский язык, выходит примерно так: из-за того что мост закрыли наполовину, увеличив тем самым нагрузку на несущие конструкции; из-за того что работать начали не так деликатно, как прописано в ПСД, а отбойными молотками и тяжелой техникой и т.п., мост буквально затрещал по швам. Специалисты отмечают смещение балки, подмыв опоры со стороны Ахтырского храма. На прямой вопрос, отвечает ли подрядчик за безопасность моста сегодня, Александр Клещевник… промолчал! А потом снова сказал о необходимости полного закрытия моста.

Вопросы без ответов
На следующий день после заседания комитета облсовета в городском Совете народные избранники также обсуждали ход ремонта моста Дружбы. Прозвучало главное: прогиба балок, ради замены которых и затевался, по сути, капремонт, нет! При этом в муниципальном контракте прописано черным по белому: требуется «полная последовательная замена всех балок пролетных конструкций на новые». Прогиба, по мнению специалистов, нет, а подмыв опоры теперь есть. Есть и череда вопросов: куда смотрела экспертиза, почему не велся авторский и инженерный надзор, как трактовать появившееся в СМИ новое заключение о состоянии моста, которое противоречит тому, на основе которого составлялась ПСД и т.п.
Как уже писал «ОВ», в середине мая состоялась пресс-конференция с участием представителей ООО «Дормостпроект» (автора свежего обследования моста), УКХ и «Дороги-450». Интересная деталь: существует два ООО «ДорМостПроект». Одно из них имеет несколько десятков сотрудников и филиалы в разных городах, второе – нет. И именно вторая организация производила обследование моста Дружбы перед составлением проекта. А первая обследовала мост в мае 2018-го. И ее директор Антон Дьячков публично заявил, что прогиб балок моста Дружбы составляет от 5 до 7 миллиметров. А в проекте, который был сделан до ремонта, указан прогиб от 85 до 130 миллиметров. Представитель общественной организации «Дорога-450» Валерий Павликов уверен: не было никаких причин для смены балок, и ремонт моста стоило делать в совершенно ином ключе – укреплять правый берег. Депутат орловского горсовета Евгений Косогов предложил изменить проект и не платить «Региональным газораспределительным сетям» за балки. Он пообещал рассказать о нарушениях по ремонту моста Дружбы в Генеральной прокуратуре РФ.
И что теперь? Принять какое-либо решение: закрыть мост, назначить новое обследование или продолжить все как есть – формально должен заказчик, а вообще-то теперь слово за городскими властями. Мост Дружбы висит пока – как дамоклов меч. И заставляет думать.

Вано Крыладзе,
смотрящий по области:

Решений валом, среди них премудрых много…
К примеру, русло под землей прорыть Оке,
Пустить в объезд весь транспорт – где-то ж есть дорога
На Евразийском, скажем так, материке.

Все ж побыстрее будет, чем моста дождаться,
Никто ж не хочет хоть за что-то отвечать.
Того, бесспорно, ждет девятый вал оваций,
Предложит кто деньжат в Москве на «Дружбу» взять!

И не каких-то там три сотни миллионов,
А миллиард хотя б – на выплаты зарплат
Мостостроителям из верхних эшелонов,
Где забубенят враз под что хотишь домкрат.


Справка «ОВ»

На сессии Орловского горсовета стало известно, что в скором времени на мосту Дружбы произойдет судьбоносная встреча. Оба проектировщика с названиями «ДорМостПроект» пришлют сюда своих представителей и с помощью этой своеобразной очной ставки попробуют выяснить, прогибается ли «Дружба»?