Автор: Вениамин Васильев, фото И. Зотова
На прошлой неделе председатель Общероссийского объединения пассажиров России Илья Зотов на себе проверил работу транспортной сети и перевозчиков в Орле. Впечатлениями общественник поделился на своей страничке в соцсетях.
Много минусов, один плюс
Первое, что отметил высокий гость во время рейда по Орлу – дефицит современных остановок и отсутствие электронного или бумажного расписания движения общественного транспорта в Орле. Из положения более продвинутые жители могли бы выйти, отслеживая подвижной состав в приложении «Яндекс.Карты», но в нем отображаются не все транспортные средства. «Поэтому сложно понять, как работает транспорт в Орле», – посетовал Илья Зотов, добавив, что потратил на ожидание маршрутки, трамвая и троллейбуса более двадцати минут, не понимая, «когда транспорт придет на остановку». Эх, Илья Сергеевич, чтобы вы сказали, проведя проверку не в дневное время, а вечером, когда подвижной состав может и вовсе не приехать?
Среди минусов общественник выделил и тот факт, что иногда остановка транспорта происходила вне пределов остановочного павильона: «Это проблема для людей пожилого возраста, они вынуждены торопиться на посадку в автобус».
Недоумение председателя Общероссийского объединения пассажиров России вызвал и сам подвижной состав – зачастую старый и неопрятный. «Только единицы по ряду маршрутов в приглядном состоянии. В чем сложность выпускать на линию чистый транспорт? Какое-то неуважение к людям, которые перемещаются в городе на грязном транспорте», – отметил Илья Зотов.
Помимо прочего общественник возмутился тем, что «ни на одном маршруте не был выдан билет», а также микроклиматом внутри подвижного состава: «Сколько можно морозить людей в трамвае? Транспорт популярный, и должен быть теплей. Троллейбус в этом плане теплый, но дождаться непросто».
Справедливости ради стоит отметить, что в бочке дегтя нашлась-таки ложка меда. Илья Зотов похвалил транспортную сеть Орла за то, что «везде работает банковская карта для оплаты», а сам «город сохранил электрический транспорт», но отметил, что «без развития он будет менее привлекателен для пассажиров».
Подводя итоги рейда, общественник предложил городским и региональным властям серьезно подойти к вопросу участия Орловщины в федеральных программах по развитию электротранспорта. А поучиться у нас есть у кого – в соседних Курске, Брянске, Липецке с этим намного лучше. Будет ли перениматься передовой опыт соседей по ЦФО – вопрос открытый.
Не только на Орловщине
Рассуждая о состоянии городского транспорта в России, Илья Зотов подчеркнул, что «ситуация продолжает ухудшаться практически во всех городах страны». Среди основных проблем преобладают две. Во-первых, острейший дефицит водителей (низкие зарплаты, тяжелые условия труда, отъезд водителей-«мигрантов», уход людей на СВО и на оборонные заводы на высокие зарплаты и т.д.). Во-вторых, недостаток транспортных средств (сильное подорожание техники, проблемы с импортозамещением, повсеместные задержки с поставками, сложности с запчастями, мало ТС большой и особо большой вместимости и др.). В разных регионах к этим проблемам добавляются другие: тотальное недофинансирование, опоздание с началом транспортной реформы, сдерживание роста тарифов и многое другое.
«Многие города пока замалчивают проблемы. Где-то еще не прорвало, и все только впереди. Но ситуация сложная, отрасль давно не испытывала подобного», – считает эксперт. И предлагает орловцам вместе подумать, как выкарабкиваться из транспортного кризиса. Есть мысли по этому поводу, уважаемые читатели?