Просто, ярко, живописно

2024-03-22

Автор: Александр Блохин, фото автора и героини материала

В Орловском литературном музее им. И.С. Тургенева проходит выставка картин Яны Патокиной «Палитра странствий» (6+).
На суд зрителей ее автор – ученица народного художника СССР Андрея Курнакова и преподаватель художественно-графического факультета ОГУ им. И.С. Тургенева – представила 37 работ, сделанных в многочисленных путешествиях по стране.



Душевные этюды

Выбор темы экспозиции обусловлен многочисленными творческими поездками художницы по городам России, где она запечатлевала памятники древнерусского зодчества, красоту тихих провинциальных городков, быт местных жителей. По утверждению Яны Владиславовны, эти путешествия ценны для нее новыми эмоциями: «Я заметила, что люди в основном очень радушно встречают художников. Угощают, согревают»…
Главные «герои» ее полотен – церкви, монастыри, улицы старинных городков, сельские пейзажи. Большая часть работ, представленных в экспозиции, свежая, буквально прошлого года, и ранее нигде не выставлялась. Как призналась Яна Патокина, она не так часто устраивает персональные выставки, поэтому многие картины еще не видели даже ее коллеги.
Композиция построена на противопоставлении: север и юг, зима и лето, день и ночь. Посетители могут лицезреть самые разные виды России: морские пейзажи Севастополя, старинные улицы Нерехты, Ельца, Великого Устюга, покрытые сугробами села Вологодской и Костромской областей…
«Яна показывает душевные, поэтические места, близкие любому русскому человеку», – рассказала на открытии директор Орловского литературного музея Вера Ефремова. По ее мнению, картины пейзажистки являются прекрасным украшением великого русского слова в искусстве.

Успеть поймать свет

Как отметил заслуженный художник РФ Анатолий Костяников, на выставке представлены в основном пейзажи-этюды. «Камерные произведения сложны в своем исполнении. Когда художник занимается такой работой на пленэре, он понимает, что состояние меняется очень быстро, может резко уйти свет. Этим обусловлен маленький формат произведений. Но этюды – как самостоятельные картины, именно они дают ощущение подлинного живописного реализма».
Слова Костяникова подтверждает и Яна Патокина. По ее признанию, «состояние» для написания натурного этюда длится не более трех часов. За это время живописец должен успеть завершить работу.
Таким образом, выбор именно пейзажных этюдов для выставки – намеренный. Он обусловлен и стремлением поделиться ощущениями от поездок, и небольшим залом экспозиции. По словам художницы, это и являлось главной задачей – чтобы каждый открыл для себя новые территории, горизонты и нашел мотив, близкий сердцу и душе.

Творчество – это не про комфорт

Как заявил на открытии выставки доцент кафедры живописи ОГУ им. Тургенева Михаил Шульгин, Яна Патокина является успешной продолжательницей традиций русского реалистического пейзажа, которые идут от таких знаменитых живописцев, как Федор Васильев, Алексей Саврасов и Исаак Левитан. Сама же орловчанка признается, что на нее сильное влияние оказал Андрей Курнаков, народный художник СССР и ее учитель.
Став педагогом худграфа, Яна Патокина и сама оценила, каково это – совмещать творческие поездки и преподавание и постоянно корректировать расписание. Однако для нее это важно – из путешествий она черпает эмоции и силы и больше может дать студентам практических знаний.
«Как говорил Андрей Курнаков, сочетать творчество и педагогику – архисложная задача. Ты живешь удачами и проблемами своих учеников и порой забываешь о своих интересах. Постоянно нужно быть в тонусе», – поделилась художница.
По словам Патокиной, в студентах она ценит трудолюбие и самоотдачу делу: «Конечно, комфортнее писать по фотографиям, но на самом деле в этом нет развития. Профессиональный подход заключается именно в работе с натуры. На это влияют многие факторы: в мороз долго не простоишь – замерзают руки и краски, приходится писать активнее. А порой могут мешать туман, сырость, комары – естественная среда, которой нужно уметь пропитаться и показать полученные эмоции и ощущения.

Неживописный сайдинг

Яна Патокина – уроженка Орла. «Где родился – там и пригодился, – уверена наша землячка. – Я люблю размеренную жизнь, наверное, поэтому мне нравятся провинциальные городки и деревни. Они не особо меняются, только в дорогах дырки становятся побольше. Урбанизация и быстрый ритм жизни охватывает по большей части лишь города-миллионники. Как по мне, в современных стеклянных зданиях нет душевности. Многие жители мегаполисов покупают жилье, дачи, далекие от городов, чтобы стать ближе к природе».
Во многих картинах Патокиной встречаются деревенские мотивы. Вот что сама художница говорит об этом: «Большая часть работ на эту тему написана в деревне Арсеньева Орловской области. Там есть «пленэрная дача», которой заведует вуз. Еще одно произведение с говорящим названием «Есть в России деревеньки, что от мира далеки» создано в населенном пункте Синяково Вологодской области. Попасть в эту деревню сложно – общественный транспорт туда не ходит, дороги лежневые (временные, выполненные из деревянных продольных брусьев – лежней. – Прим авт.). Присутствуют в экспозиции и работы, написанные в городе Нерехта Костромской области. На них также изображены живописные частные дома».
На вопрос, почему она не так часто пишет Орел, художница признается, что в городе много эстетических проблем, связанных с обликом города: «Частный сектор с постройками, отделанными сайдингом, с пластиковыми окнами – такие здания мало привлекают художников. Нас больше интересуют объекты с историей. Памятники архитектуры – это всегда украшение города. Но выглядят они у нас печально, так как вовремя не реставрируются».