Проводник в мир профессий

2023-11-09

Автор: Наталья Синицына, фото из архива героини публикации

По неофициальным данным, в мире насчитывается не менее 40 тысяч профессий. И этот список из привычных специальностей – врачи, учителя и слесари – постоянно пополняется. Как найти свое призвание? Кто поможет определиться? О нюансах выбора профессии «ОВ» побеседовал со специалистом в данной сфере – профориентологом Мариной Бондаревой.



На личном опыте

– Марина, почему вы решили выбрать такую непростую нишу – профессиональное ориентирование?
– Решение стать профориентологом выросло из двух моих любимых сфер интересов – психология и HR (работа с персоналом). Для меня профориентация – не только определение человеком своего профессионального пути, а нахождение внутренней силы. Просто ходить на работу, что-то делать и получать деньги – это не про меня. Всегда хотелось, чтобы дело было по душе, приносило пользу, чтобы так же было и у других.
У меня самой 12 лет назад произошел переход из одной сферы в другую, и знакомые стали обращаться ко мне с вопросами. Я поняла, что многим не хватает такого человека, с которым можно обсудить профессиональное самоопределение, выбор. Не просто на бытовом уровне, а чтобы это была консультация специалиста.
– В чем конкретно заключается ваша работа?
– Это зависит от запроса клиента. На консультации мы заранее определяем, к какому результату человек хочет прийти. В зависимости от этого выбираются те или иные инструменты и техники.
Задача профориентолога – помочь клиенту узнать себя. Потому что чем лучше человек себя знает, чем больше он себя понимает, тем ему проще выбрать специализацию. И убирать от себя то, что, например, насаждается обществом, рекламой. Здесь аналогия с компасом – у некоторых людей он работает от природы, а другим нужно научиться ориентироваться по нему.

Помощь подросткам

– За помощью в профориентации чаще обращаются подростки. Как у современной молодежи с пониманием того, кем они хотят быть?
– Я работаю с разными детьми. Одни приходят для того, чтобы подтвердить свой выбор. У них уже есть достаточно уверенная гипотеза, и они хотят в рамках консультации ее проверить. Есть второй, прямо противоположный контингент – это подростки, которые не знают, какое направление для обучения выбрать.
– Чем обоснованы такие проблемы в самоопределении?
– Я бы переформулировала вопрос: какие факторы затрудняют самоопределение? Есть внутренние и внешние причины. Внешние – нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне. Некоторые подростки переживают, что через 4–6 лет обучения их профессия устареет. А внутренние причины – это незнание себя, когда человек мало что пробовал, мало чем увлекался.
– Как определить сильные стороны своего ребенка?
– Смотреть на то, что у него лучше всего получается. Как правило, это очевидно – по поделкам, изобретениям, результатам учебы, хобби. Важно быть ближе к ребенку, слышать его, быть внимательным.
Если отношения между вами конфликтные, то подростку трудно раскрыться, а вам сложно понять его сильные стороны. Так что во главе угла – хорошие отношения.
Если атмосфера в семье позитивная, а сильные стороны неочевидны, то здесь поможет тестирование и проективные методики. В диалоге со специалистом станут понятны интересы ребенка.

Если ребенок ничего не хочет

– В каком возрасте нужно проводить профориентирование и почему?
– Если речь идет о диагностике способностей, то с 13 лет. Когда у самого ребенка будет сформулирован запрос – он хочет лучше себя узнать. Эффективнее работать с человеком, который пытается самостоятельно провести эту работу, а не с тем, кого привели родители. Это совсем другое отношение к процессу. А знакомить с миром профессий стоит еще раньше.
– Что делать, если подросток ничего не хочет?
– Нужно понять, сколько времени осталось до поступления в следующее учебное заведение. Если это выпускной класс, то действовать по ускоренной схеме: определиться с профилем – гуманитарий ребенок или технарь; выбрать, что предпочтительнее – среднее или высшее учебное заведение.
То, что ребенок меняет учебное заведение, может также сыграть свою роль. Допустим, в школе у него с успеваемостью были проблемы, а на новом месте ему станет интереснее учиться. Ведь окружение нас тоже формирует.
Еще совет – выбираем базовое образование, на котором потом можно сделать надстройку. Всегда есть возможность смены специализации в магистратуре, получения второго высшего, перехода из одного вуза в другой и т.д.
– Что посоветуете старшеклассникам, которые не могут определиться с выбором профессии?
– Разрешите себе выбирать. Это важное решение и оно влияет на жизнь, но не решает судьбу. Расслабьтесь. Ничего фатального нет, если вы поймете, что это не ваша профессия.
Чтобы сформировать устойчивую мотивацию, полезно ответить себе на вопрос, зачем планируете поступать на ту или иную специальность. Один вариант – чтобы получить образование, а второй – потому что оно действительно нравится. И если это второй случай, дерзайте!

Профориентация для взрослых

– Как часто к вам обращаются взрослые? Из каких сфер деятельности?
– Таких у меня около 30%, особенно много мамочек после декрета. Их запросы – как посмотреть шире на свою сферу (какое применение в ней можно найти) или как сделать переход в другую рабочую сферу. По итогам последних консультаций человек обычно останавливался на новом прочтении своей профессии.
Ситуация связана и с переоценкой ценностей, ожиданий и т.д. Женщина в новой роли – матери – заново узнает себя и формулирует новые критерии к своей будущей работе.
– По статистике порядка 38% россиян работают не по профессии, которой они учились. Можно считать это следствием отсутствия профориентации в школьном возрасте?
– Основная проблема профориентации – ее роль недооценена. В учебных заведениях часто все сводится к тестированию и констатации результатов.
Что касается людей, которые работают не по специальности. Таких много, потому что изменились установки в обществе: это не осуждается. В обществе наконец-то рушится стереотип: получил профессию – так и работай по ней всю жизнь. Образование становится более доступным: здесь и онлайн-обучение, и возможность получить второе высшее и т.д. Это дает людям шанс найти работу в других сферах. А еще часто случается, что первая полученная профессия помогает построить фундамент для другой.