Птица счастья

2019-05-24

Автор: Инга Радова, фото с сайта ОГАТ им. И.С. Тургенева

2019-й объявлен Годом театра. Я уже слышу, как уважаемый читатель, с неудовольствием пробегая первую строчку, справедливо замечает, что недурно бы автору быть оригинальнее и хоть в первом абзаце не позориться шаблонными формулировками. Честное слово, я бы и сама начала в лучшем случае со второго, так как тоже всегда считала юбилеи, памятные даты и прочие календарные ориентировки во многом условностью, галочкой, прочерченной чьим-то паркером. Но, раз задумавшись, поняла: где для одного клише и пустое место, там для другого открывается целый мир.



Из галки – в белоснежную чайку
Если памятную дату человек делает событием своей внутренней жизни, испытывает к ней личное отношение – иными словами, проживает ее здесь и сейчас, тогда безликая галочка превращается, к примеру, в белоснежную чайку на занавесе МХАТа.
Современные театральные практики вовлекают зрителя в смелые эксперименты, где он не только созерцатель, а, наравне с режиссером и актером, искатель смыслов и новых путей в искусстве, философ, художник, гражданин. Но первый шаг на пути к пониманию театра как инструмента самопознания тот же, что и во времена Станиславского, – это непосредственный визит в театр.
Помните, как, читая отрывок из статьи Белинского о театре, Татьяна Васильевна Доронина грудным бархатным голосом безоговорочно убеждала: «Ступайте в театр! Живите и умрите в нем. Если можете…»? Разумеется, помните. Я не призываю заходить так далеко, но снова откладывать поход в театр точно не стоит.

Рифмуется с надеждой
Полагаю, если вы остановите выбор на спектакле Орловского академического театра имени И.С. Тургенева «Семейное счастье», поставленном по одноактным пьесам А.П. Чехова «Медведь» и «Предложение», не ошибетесь. Режиссер-постановщик спектакля – выдающийся мастер сцены, актер театра и кино, примеривший на себя более двухсот художественных образов, народный артист России Петр Воробьев.
Петр Сергеевич служил в театрах Минска, Витебска, Гомеля, Новокузнецка. С 1974 года играет на орловской сцене, где сразу занял ведущее положение, исполняя центральные роли в спектаклях классического и современного репертуара. Снимался в картинах у Сергея Бондарчука («Красные колокола»), Родиона Нахапетова («На исходе ночи»), Сергея Урсуляка («Тихий Дон»). В качестве режиссера поставил несколько спектаклей, в частности, спектакль «Семейное счастье», премьера которого состоялась 28 февраля 2019 года.
Не случайно выход постановки пришелся на последний день зимы, когда все пребывают в предощущении самого долгожданного и многообещающего времени года – весны. Вероятно, мало где любят весну так, как в традиционно холодной России. Для нас весна воплощает в себе лучшее и светлое, все так или иначе рифмующееся с любовью. И спектакль на ту же тему, которую еще не смог закрыть ни один мировой гений: о любви.

Иронически, но всерьез
Сюжетные линии в целом не претерпели изменений, следуя в фарватере текстов Антона Павловича. В первом отделении история помещика Смирнова (Павел Сыромятников), гуляки, дамского угодника, и помещицы, молодой вдовы Поповой (Ольга Форопонова), скорбящей о смерти супруга.
Смирнов, поиздержавшийся хозяин соседнего имения, требует от нерастерявшейся вдовицы вернуть долг покойного мужа. Получив отказ, поручик затевает ссору и вызывает хорошенькую соседку с характером и «ямочками на щеках» на дуэль. Впрочем, кроме стрел Амура, никакое другое оружие не причиняет героям повреждений.
Если вдуматься, в пьесе-шутке, согласно воле автора и режиссерской задумке, иронически, но всерьез (так бывает) обыгрывается знаменитая фраза Астрова из «Дяди Вани»: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» и дается подсказка, что все прекрасное создано любовью из любви. А вне ее человек уже не человек, а крокодил: «Посмотришь на иное поэтическое создание: кисея, эфир, полубогиня, миллион восторгов, а заглянешь в душу – обыкновеннейший крокодил! Но возмутительнее всего, что этот крокодил почему-то воображает, что его шедевр, его привилегия и монополия – нежное чувство!»
Водевиль написан Чеховым в позапрошлом веке, но, как говорится, не избыл острую злободневность: будем самокритичны – сколько раз мы видели отражение этого крокодила у себя в зеркале, а сколько крокодильих селфи наблюдаем ежедневно в ленте социальных сетей…
Самая высокая нота для мужчины-вокалиста – ми в восьмой октаве. Если дойти до содержательно-смысловой ми, выше которой некуда, то окажется, что в комедии Чехов коснулся главной темы жизни и смерти. Звучит она и в спектакле через противопоставление любви давлению небытия.

Худой мир лучше доброй ссоры
Во втором отделении история помещика Ломова (Павел Сыромятников), физически благополучного, но фатально мнительного, и Натальи Степановны (Ольга Форопонова), дочери помещика Чубукова (заслуженный артист России Михаил Корнилов), мастерицы во всем «доходить до самой сути», а пока не дойдет – не успокоится.
Тут тоже нет расхождений с классическим текстом: Ломов задумал жениться и с тем приходит к отцу хорошенькой девицы, живущей по соседству. Казалось бы, ничего не предвещало. Тем не менее, обещавшая быть сахарной и медовой, как тульский пряник, семейная идиллия оборачивается грандиозной ссорой молодых с шумом, криками и скрежетом зубовным, которые никак не могут поделить крохотный участок земли. Спорными территориями оказываются Воловьи Лужки, история наследования коих темна, запутана и восходит к достославным временам, когда изрядно раздосадованных молодых еще и на свете не было.
Ни многолетние добрососедские отношения, ни весенняя любовная лихорадка, ни доводы разума не снижают эмоциональный накал спора до белого каления.
«Нет, вы просто шутите или дразните меня, – голосит что есть мочи темпераментная Наталья Степановна, – сюрприз какой! Владеем землей чуть ли не триста лет, и вдруг нам заявляют, что земля не наша!» «Если бы, сударыня, не это страшное, мучительное сердцебиение, – надрывается Ломов, – если бы жилы не стучали в висках, то я поговорил бы с вами иначе! (Кричит.) Воловьи Лужки мои!»
Едва страсти улеглись, находится новый, не менее смехотворный повод для выяснения отношений: чья собака лучше. Битва голодных гигантозавра с тираннозавром за одного укокошенного травоядного ничто в сравнении с ожесточенной полемикой молодых о том, кто же – ломовский Угадай или чубуковский Откатай – должен носить гордое звание самого густопсового кобеля «на районе».
Опыт одерживает верх над молодостью: когда после жесткого клинча утомленные влюбленные, с трудом переводя дыхание, расползаются по углам условного ринга, Чубуков успевает соединить руки дочери и Ломова и, «времени не тратя даром», мигом благословляет их. Симптоматично, что сразу после счастливого воссоединения спор возобновляется.
В общем, если хотите увидеть умный, добрый, ироничный, легкий по стилю спектакль, то вам надо в ОГАТ имени И.С. Тургенева.
«Семейное счастье» – постановка о разрушительной силе стереотипов, враждебных жизни, о гордыне и жажде превосходства, не дающих шанса ни любви, ни взаимопониманию. В спектакле – смех над абсурдом нашей жизни и своеобразный панегирик гуманистическим ценностям, которые с такой силой отстаивала русская классическая литература.
Лейтмотив творчества Чехова – призыв к духовной свободе. Подхватывают его и создатели спектакля.