Путь соавторов

2020-05-27

Автор: Елена Яворская

Год назад Орел познакомился с новым творческим тандемом. Впрочем, писатели Александр Воробьев и Леонид Лейзеров были знакомы читателю и раньше. Но в качестве соавторов выступили впервые, создав книгу, которая по-хорошему удивила знатоков современной орловской прозы: авантюрный роман, в основе которого лежит духовный поиск – пути к Богу, пути к самому себе, к гармонии в душе и к простому человеческому благополучию. Называется она коротко и символично – «Путь». «Такого у нас еще не было!» – восклицали гости презентации. Да, такого действительно не было. А сейчас заканчивается подготовка еще более неожиданной книги. Но обо всем по порядку.



Легко ли работать в тандеме?

И литературоведы, и журналисты, и заинтересованные читатели любят задавать вопрос писателям, работающим в соавторстве: как вообще организована работа над книгой? Ведь произведение должно быть цельным, фабула – логичной, развитие характеров – убедительным. В конце концов нужно стилистическое единство. И отвечают писатели по-разному.

В основе успешного соавторства Александра Воробьева и Леонида Лейзерова, на мой взгляд, лежат несколько факторов. Они знакомы со школьной скамьи, и это не фигура речи, а факт биографии. Учеба в орловской школе №26, общий круг общения, одно на двоих увлечение фотографией, а потом поступление на факультет культурно-просветительской работы в Орловский филиал Московского государственного института культуры. Объединяла и любовь к литературе. Стоит ли удивляться, что к моменту начала работы над «повестью самопознания» (именно таков подзаголовок) «Путь» каждый из них имел солидный багаж публикаций.
Да, писатели давно и хорошо знают друг друга. Но достаточно ли этого для плодотворного соавторства? Они очень разные: основательный, привыкший изучать любую деталь будущего произведения со всех сторон, медленно и постепенно доходящий до сути Леонид Вильевич и схватывающий все на лету, постоянно спешащий за новыми впечатлениями Александр Владимирович. Но если продолжить анализировать, обнаруживается, что в их подходе к материалу много общего: заинтересованный, слегка ироничный взгляд на мир, сопереживание человеку, столкнувшемуся с обстоятельствами непреодолимой силы, поиск тех основ, которые помогают нам оставаться самими собой и развиваться. Ирония, которой они щедро делятся с героями, помогает тем оставаться в седле, какое бы препятствие ни приходилось брать. И тяга к саморазвитию у персонажей, конечно же, от авторов. В остальном герои – самостоятельные личности. Все совпадения, как говорится, случайны.

И все-таки, легко ли работать в тандеме? В данном случае – легко, потому что есть взаимопонимание, а разница в характерах и темпераментах позволяет достичь полифонии свободно и естественно. Но, как признались авторы на презентации, не обходилось и без споров. И как тут не вспомнить привычное и общеизвестное: в споре рождается истина.

Путь по земле, путь к себе

Что получится, если события сказки «Золушка» перенести в сегодняшний день, изъять из числа героев прекрасного принца и, чего уж мелочиться, превратить и Золушку, и фею в мужчин? Добавим к этому, что фея будет могущественная, но не всемогущая, и у нее своих проблем в избытке. А поможет ей… кто же, если не Золушка? И получится добрая и мудрая история о вознагражденных трудах – и не только о созидающих материальное благополучие, но и – это главное – о трудах духовных. История о чуде.

Помните, мальчик-паж в советской экранизации «Золушки» по сценарию Евгения Шварца говорит: «Дружба помогает нам делать настоящие чудеса»? Эти слова могут послужить эпиграфом к повести «Путь».

В центре событий – школьные друзья Александр (Алекс) Горюнов и Лев Лившиц. Их судьбы разошлись даже не на годы – на десятилетия. И вдруг в тяжелый момент, на крутом изломе жизненного пути, Алекс и Лев встретились – и поняли, сколь важны друг для друга. И узнали с удивлением, что им есть чему друг у друга поучиться, хотя, казалось бы, точек пересечения или хотя бы соприкосновения у них не осталось. Первый – уже не Саша Горюнов, юноша, увлекающийся изучением французского языка, а Алекс Гор, мультимиллионер, «владелец заводов, газет, пароходов», живущий во Франции. (Догадались, кому достанется роль феи?) Второй – «начинающий пенсионер», по-прежнему живущий в городе, где родился, и все его попытки добиться если не успеха, то хотя бы стабильности неизменно разбиваются об острые грани истории. Со сколькими такими Золушками вы знакомы?

Однако, решая общую большую проблему, корни которой, как впоследствии выясняется, уходят в далекое детство, они не просто снова сближаются, не просто по-новому открывают мир – как если бы им было лет по десять-двенадцать, – но и, опираясь на благоприобретенный опыт зрелых людей, дают ответы на главные вопросы. Да, человек не одинок, даже если порою чувствует себя покинутым. Да, открывать для себя мир можно в далеко не юном возрасте, даже если порою кажется, что свежесть эмоций утрачена. Да, у жизни есть смысл, даже если порою все кажется бессмысленным.

Они ищут Бога не посредством каких-то мудреных схоластических построений, а через новое обретение способности удивляться каждому дню. Они путешествуют в двух плоскостях: «по горизонтали», перемещаясь из страны в страну, и «по вертикали» – углубляясь в воспоминания, извлекая на свет Божий наиболее значимые из них и возвышаясь до религиозных обобщений.

При всей серьезности постановки проблем книга получилась веселая, отчасти провокационная. Чего стоят хотя бы пляска солидного врача, решившего на празднике изобразить медведя, или сцена покупки настоящего дома на колесах ради одной-единственной рыбалки на озере Кинерет! Эти и другие эпизоды раз за разом показывают, что люди за шестьдесят – это все те же мальчики, только повзрослевшие. Они по-прежнему любят веселые компании и интересные игрушки. И это замечательно. Если вдруг эти мальчики станут «всамделишными» взрослыми – представляете, каким мрачным станет мир?

«Программа старого Абрама»

Конечно же, соавторы не остановились на достигнутом. И в кратчайшие сроки был написан сборник городских рассказов «Программа старого Абрама». О чем они? О чрезвычайно обаятельном человеке преклонных лет, который вышел на пенсию и получил достаточно времени для воспоминаний и для раздумий обо всем на свете. И понял, что его устами может говорить целое поколение. Понял, конечно же, не сразу. Сначала просто рассказывал были, забавные и поучительные, немного похожие на притчи, всем, кто готов был его слушать. А в конечном итоге осознал, что ему не только есть чему поучить других, но и есть чему поучиться у них.

Уже совсем скоро эта книга придет к читателям, и, смею полагать, принесет им приятные минуты и даст пищу для рассуждений.
А авторы, конечно же, примутся за новую историю.