«Пять в квадрате» Юлии Тютюновой

2022-01-28

Автор: Ульяна Лисич, фото Константина Стародубцева

В читальном зале научной библиотеки ОГУ имени И.С. Тургенева проходит персональная выставка заведующей кафедрой рисунка Юлии Тютюновой «Пять в квадрате» (6+). Название выбрано не случайно: 25 лет (пять в квадрате) – таков педстаж работы автора на худграфе вуза.



Натюрморты и пейзажи

В экспозицию вошло 13 картин, отражающих творческие увлечения и эксперименты художника-педагога. На суд зрителя представлены натюрморты и пейзажи, выполненные акварелью, маслом, акрилом, гуашью, а также в смешанных техниках. Избранный мотив интерпретируется через выразительные средства, наиболее соответствующие замыслу. Диапазон возможностей широк: от реалистического решения до декоративной трактовки сюжета.
Безусловно, сложно составить всеобъемлющее впечатление об авторе, не соприкоснувшись с большим количеством работ, но избранные в данную экспозицию произведения позволяют проследить основные направления изменений в творчестве художника.
Так, одним из ранних произведений мастера являются «Хризантемы», выполненные маслом. Ярко-желтые, пастозно-фактурные мазки лепестков цветов контрастируют с синим фоном ночного города за окном, писаным почти по сырому. Колористическое решение натюрморта создает лирическое настроение, «портретный» образ букета, одновременно простой и сложный в своей трактовке.
Два произведения из серии 2004 года, посвященной Орлу, – «Зимний день» и «Старый дворик», как будто полностью меняют вектор построения визуального образа, привнося иные впечатления. «Зимний день» изобилует богатством цвета, многослойностью мазков. Основой работы служат грунтованные листы обычного упаковочного картона.
Стоит отметить и необычное сочетание акварели и гуашевых белил. Тютюнова виртуозно совмещает их достоинства: реализм акварели с декоративностью гуаши, что создает особую иллюзию объема внутри изображения. Подобный эффект присутствует и в работе «Старый дворик».

Антитезы как прием

Эксперименты со смешиванием техник продолжены в «Маках» (2013 г.). Здесь тема цветов переосмыслена в новом ключе: реализм начала нулевых сменяет декоративность. В работе улавливается дань уважения японской манере. Усиление предметного пятна достигается контурами нескольких цветов. Данное произведение можно назвать антитезой ранее упомянутым, отдававшим предпочтение поздней советской реалистической школе.
Продолжением «цветочных» поисков становятся «Розы» (2019 г.с.) и «Лилии» (2021 г.с.), отражающие два магистральных направления в творчестве автора: декоративного, обращенного к стилизации форм, и реалистичного, исполненного лучших традиций отечественного изобразительного опыта.
Особого внимания заслуживают две как будто противоположные, но одновременно усиливающие экспозицию работы: «Москва-сити»» и «Чужая весна». С одной стороны, они противостоят друг другу, контрастируют в эмоциональном смысле – два разных мира: город небоскребов с их яркими огнями и маленький сад в цвету, загороженный силуэтом старой яблони. С другой – они удивительно гармонично встроены в экспозиционный ряд. Внимательный взгляд художника способен показать красоту разных проявлений жизни.