Работники стального полотна

2022-08-04

Автор: Ксения Азаренкова, фото героев материала

В первое воскресенье августа проводники, машинисты, монтажники, ремонтники, сотрудники вокзалов, трамвайных депо, метрополитенов, а также руководящий состав железной дороги России отмечают профессиональный праздник. О трудностях и особенностях труда работников стального полотна корреспондент «ОВ» узнал у «виновников торжества», живущих в Орле.



Проводница-филолог

Вот уже четвертый год каждое лето будущий филолог Софья Ремизова облачается в форму проводницы. Такое перевоплощение на каникулах связано с ее деятельностью в студенческом отряде, благодаря которой у орловчанки есть возможность подзаработать перед началом нового учебного года без отрыва от получения знаний в университете.
«Сначала планировала пойти работать вожатой в детский лагерь, чтобы иметь ценный опыт, который был бы наиболее приближен к моей будущей профессии. Но поезда и возможность путешествий привлекли меня больше, – вспоминает Софья. – В этом году я провожу каникулы в пассажирском вагонном депо «Орел» уже четвертый раз. За это время успела поработать на туристических рейсах в Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, а также города Черноземья: Курск, Белгород и Старый Оскол».
Девушке не раз приходилось наблюдать за работой представителей других профессий, трудящихся с ней в одной сфере – на «железке». По мнению девушки, железнодорожники – обычные люди, разве что в общении более прямолинейны и открыты, не стесняются выражать свои чувства и эмоции. А еще они добрые и всегда готовы прийти на выручку.
«Сотрудники железной дороги, особенно проводники и проводницы, в первую очередь должны быть стрессоустойчивы, так как пассажиры бывают разными, иногда конфликтными, – уверена Софья. – Никуда и без ответственности, ведь именно от качества выполняемой ими работы зависят жизни и благополучие многих людей. А главное – работники этой сферы не должны принимать близко к сердцу негативные высказывания и уметь абстрагироваться от личных отношений, чтобы это не мешало профессионально выполнять свою работу».
Конечно, работа на железной дороге не обходится без интересных историй и запоминающихся случаев. У студентки ОГУ им. И.С. Тургенева их масса, например, такой.
Однажды мужчина из плацкартного вагона представился Софье сотрудником администрации самого президента. А заслышав о ее будущей профессии, даже пообещал устроить к себе на работу. Расхваливая интеллектуальные способности девушки и филологию в целом, «чиновник» стал сватать орловчанку всей округе и подыскивать ей мужа среди других проводников. Самое интересное – мужчина был абсолютно трезв и пил только чай…
Как бы ни было весело и интересно, но будущему филологу не хотелось бы постоянно работать на железной дороге. В ближайших планах девушки – покорение воздушного пространства и должность бортпроводника в авиакомпании.

Монтер на все руки

Орловец Вадим Рыбин, строитель по образованию, уже несколько месяцев работает монтером на Московско-Смоленской дистанции пути. График – три дня столичной жизни и три орловской – совсем не совпадает с желаемым, а профессиональные обязанности далеки от полученной когда-то специальности. Непосвященным может показаться, что строительство зданий и железных дорог – одно и то же. На самом деле это не так.
Монтеры считаются незаменимыми сотрудниками железной дороги, так как на их плечах лежит самая тяжелая и рутинная работа – обслуживание и профилактический ремонт путей. В любое время суток и погоду они производят замену шпал, обтачивают рельсы, регулируют стрелочные механизмы, «перешивают» или исправляют пути на вздыбливаниях грунта, выполняют и другие обязанности. Поэтому Вадим считает, что необходимые качества, которыми должен обладать каждый железнодорожник, – это высокий уровень ответственности, повышенная внимательность и добросовестность.
«Если честно, хотелось бы сменить профессию, так как наш труд очень тяжелый. Но работа на железной дороге – это стабильность и хороший заработок», – считает орловец.
Как шутит наш земляк, любого железнодорожника-монтера легко можно отличить в толпе людей, особенно в летний период. Визитной карточкой этих сотрудников является особый некурортный загар: черная шея и такие же руки – те участки, что не защищает рабочая форма. К образу прибавляются обгоревший нос и выгоревшие волосы от постоянно палящего солнца.

Работа по профилю

Инженер автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте Денис Пронин использовал диплом высшего образования по назначению. Сегодня он старший электромеханик Люблинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки СЦБ. Это не первое место работы орловца в этой компании, но выбранная сфера деятельности пока единственная, которой он доволен и дорожит. Особенно новой должностью, в которую вступил всего пару месяцев назад.
Получить профильное образование было мечтой детства. Кроме того, на выбор профессии повлияла репутация РЖД, стабильность и хорошая заработная плата.
«В мои обязанности входит поиск работы, координация действий бригады и заполнение бумаг, а также непосредственная помощь подчиненным, если они не справляются. На самом деле я еще и в своем роде железнодорожный дипломат и переводчик, присутствующий на планерках, а затем разъясняющий все услышанное там остальным механикам. К тому же каждый мой день начинается с доклада о проделанной работе и предстоящих планах», – поясняет Денис.
По словам орловца, основные качества для железнодорожника, во-первых, серьезный подход к работе и бдительность, так как железная дорога – это зона повышенной опасности; во-вторых, выносливость, которая позволяет применять имеющуюся физическую силу, а в-третьих, острая реакция, помогающая вовремя устранять возникшие неполадки иногда за считанные минуты. Одним словом, каждый железнодорожник – это кладовая самых разных качеств.