Роскошь передвижения

2022-06-08

Автор: Александр Воробьев

Российский авторынок завершил весну не с лучшими показателями. Продажи машин сократились на треть, а цены на них заоблачно взлетели. Да так, что стоимость «стальных коней» в России оказалась одной из самых высоких в мире. Почему автомобиль из средства передвижения превратился в роскошь и что творится на отечественном авторынке, выяснял «ОВ».



Переплюнув прогнозы

Всего полгода назад продажи новых машин в РФ, как и взятые на их покупку кредиты, несмотря на дефицит авто у дилеров, побили все рекорды. Ажиотажный спрос россиян, в том числе и жителей Орловской области, кинувшихся в конце 2021-го скупать авто, возник, во-первых, из-за опасений (как показало время, вполне оправданных) дальнейшего роста цен на машины. Во-вторых, сыграло роль обесценивание рубля (а значит, удешевление накопленных сбережений), в результате которого население перешло от модели сохранения денег «под матрасом» к системе вложения средств в реальные товары.
Зимой, готовя к публикации статью на автотему, «ОВ» поднимал вопрос, стоит ли приобретать авто сейчас или отложить покупку на потом в надежде на снижение цен. Ответ экспертов тогда был однозначен: машины дешеветь не будут. По их прогнозам, в 2022-м за новенькое авто придется отдать на 3–10% больше, чем годом ранее. И специалисты оказались правы: рост цен в текущем году продолжился. Да так, что переплюнул все мыслимые прогнозы. По данным Autonews.ru, машины в России, по итогам мая, оказались одними из самых дорогих в мире. И это несмотря на серьезное укрепление российской валюты, которое произошло после февральского и мартовского обвала.

Стали дефицитом

Как поясняют эксперты, взрывной рост цен на машины, который начался в прошлом году, ускорился на фоне санкций и логистических проблем. И даже несмотря на укрепление курса рубля переписывать прайс-листы в сторону уменьшения автокомпании не спешат.
«Расценки растут на фоне сокращения импорта многих моделей. Что касается нашей страны, то большая часть заводов стоит или работает в ограниченном режиме. «Автоваз» с начала мая ушел в очередной отпуск, поэтому ни у производителя, ни в автосалонах нет достаточного количества машин», – пояснили «ОВ» продавцы отечественных авто.
Ограниченное предложение привело к тому, что цены на машины, как сказано выше, в РФ стали одними из самых высоких в мире. Так, например, по данным аналитического агентства «Автостат», популярный на российском рынке кроссовер «Хёндай-Крета» с начала года вырос в цене на 43%. Сегодня его минимальная стоимость, как отмечают орловские дилеры, составляет 1 млн 859 тысяч рублей. Да что там импорт, если российская «Лада-Веста» перешагнула рубеж в 1 млн 745 тысяч рублей!
Вот так из средства передвижения автомобиль перешел в категорию роскоши.

Поехали – заплатим потом

Рост цен, естественно, не мог не сказаться на продажах, сократившихся, по официальным данным, на треть, а по сведениям «Ассоциации европейского бизнеса», аж в пять раз. При этом они, пусть и упавшие, по-прежнему исчисляются в миллиардах рублей: только в первом квартале наши соотечественники потратили на покупку новых авто свыше 580 миллиардов.
К слову, как подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), львиная доля новых машин была куплена в кредит. Другой любопытный момент: в структуре выданных займов, в том числе на Орловщине, выросла доля клиентов в возрасте от 40 до 50 лет. Небольшой рост автокредитования был также отмечен у заемщиков старше 60 лет.
«Скорее всего, это связано с более консервативным подходом к розничному кредитованию, который свойствен банкам в последнее время. Косвенно это подтверждает и тот факт, что наибольшие темпы роста выдачи автокредитов в прошлом и текущем годах демонстрируют заемщики от 40 до 50 лет. Вероятно, эта возрастная категория привлекательнее для банков по причине более информативной кредитной истории и высоких значений персонального кредитного рейтинга», – пояснили в НБКИ.
А что делать тем, кто из-за отказа в кредите и нехватке имеющихся сбережений на заоблачно взлетевшие в цене машины еще не стал счастливым обладателем современной легковушки? Вернутся ли на рынок доступные на разный размер кошелька транспортные средства?

Упрощенные версии

В условиях санкций, дефицита запчастей и роста стоимости авто чиновники от автопрома вместе с отечественными производителями, идя навстречу потребителям, решили перейти к выпуску упрощенных комплектаций машин. Так, «Автоваз» обещает выпустить версию «Лада-Гранта», в которой не будут установлены подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS, тревожная кнопка «Эра-Глонасс», электростеклоподъемники и электроусилители руля. Новый регламент «О безопасности колесных ТС, выпускаемых в особый период» предусматривает возможность доукомплектования автомобилей некоторыми опциями уже после их схода с конвейера. То есть производители смогут выпускать более дешевые автомобили без необходимости ожидания поступления ряда комплектующих из-за рубежа. Срок действия нового постановления определен до 1 февраля 2023 года.
Несмотря на то, что новые автомобили в РФ станут проще, снижения цен на них ждать не стоит, сообщает «Рамблер». Себестоимость продукции по разным оценкам снизится максимум на 10%, но ценник у дилеров, с большой долей вероятности, не изменится. А вот насколько такие авто могут быть опасны для водителей и пассажиров, покажет время.


Справка «ОВ»

Мэр Москвы Сергей Собянин решил возродить исторический бренд «Москвич». По словам столичного градоначальника, автомобили этой марки будут производить на заводе Renault, который находится на Волгоградском проспекте (бывшие корпуса моторного цеха АЗЛК). Ранее стало известно, что это предприятие переходит на баланс города. Какие модели будут выпускать под возрожденным брендом, пока неизвестно. Собянин лишь отметил, что это будут машины с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе и электромобили, передает Autonews.ru.