Автор: Александр Воробьев
Российский авторынок завершил весну не с лучшими показателями. Продажи машин сократились на треть, а цены на них заоблачно взлетели. Да так, что стоимость «стальных коней» в России оказалась одной из самых высоких в мире. Почему автомобиль из средства передвижения превратился в роскошь и что творится на отечественном авторынке, выяснял «ОВ».
Переплюнув прогнозы
Всего полгода назад продажи новых машин в РФ, как и взятые на их покупку кредиты, несмотря на дефицит авто у дилеров, побили все рекорды. Ажиотажный спрос россиян, в том числе и жителей Орловской области, кинувшихся в конце 2021-го скупать авто, возник, во-первых, из-за опасений (как показало время, вполне оправданных) дальнейшего роста цен на машины. Во-вторых, сыграло роль обесценивание рубля (а значит, удешевление накопленных сбережений), в результате которого население перешло от модели сохранения денег «под матрасом» к системе вложения средств в реальные товары.
Зимой, готовя к публикации статью на автотему, «ОВ» поднимал вопрос, стоит ли приобретать авто сейчас или отложить покупку на потом в надежде на снижение цен. Ответ экспертов тогда был однозначен: машины дешеветь не будут. По их прогнозам, в 2022-м за новенькое авто придется отдать на 3–10% больше, чем годом ранее. И специалисты оказались правы: рост цен в текущем году продолжился. Да так, что переплюнул все мыслимые прогнозы. По данным Autonews.ru, машины в России, по итогам мая, оказались одними из самых дорогих в мире. И это несмотря на серьезное укрепление российской валюты, которое произошло после февральского и мартовского обвала.
Стали дефицитом
Как поясняют эксперты, взрывной рост цен на машины, который начался в прошлом году, ускорился на фоне санкций и логистических проблем. И даже несмотря на укрепление курса рубля переписывать прайс-листы в сторону уменьшения автокомпании не спешат.
«Расценки растут на фоне сокращения импорта многих моделей. Что касается нашей страны, то большая часть заводов стоит или работает в ограниченном режиме. «Автоваз» с начала мая ушел в очередной отпуск, поэтому ни у производителя, ни в автосалонах нет достаточного количества машин», – пояснили «ОВ» продавцы отечественных авто.
Ограниченное предложение привело к тому, что цены на машины, как сказано выше, в РФ стали одними из самых высоких в мире. Так, например, по данным аналитического агентства «Автостат», популярный на российском рынке кроссовер «Хёндай-Крета» с начала года вырос в цене на 43%. Сегодня его минимальная стоимость, как отмечают орловские дилеры, составляет 1 млн 859 тысяч рублей. Да что там импорт, если российская «Лада-Веста» перешагнула рубеж в 1 млн 745 тысяч рублей!
Вот так из средства передвижения автомобиль перешел в категорию роскоши.
Поехали – заплатим потом
Рост цен, естественно, не мог не сказаться на продажах, сократившихся, по официальным данным, на треть, а по сведениям «Ассоциации европейского бизнеса», аж в пять раз. При этом они, пусть и упавшие, по-прежнему исчисляются в миллиардах рублей: только в первом квартале наши соотечественники потратили на покупку новых авто свыше 580 миллиардов.
К слову, как подсчитали в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ), львиная доля новых машин была куплена в кредит. Другой любопытный момент: в структуре выданных займов, в том числе на Орловщине, выросла доля клиентов в возрасте от 40 до 50 лет. Небольшой рост автокредитования был также отмечен у заемщиков старше 60 лет.
«Скорее всего, это связано с более консервативным подходом к розничному кредитованию, который свойствен банкам в последнее время. Косвенно это подтверждает и тот факт, что наибольшие темпы роста выдачи автокредитов в прошлом и текущем годах демонстрируют заемщики от 40 до 50 лет. Вероятно, эта возрастная категория привлекательнее для банков по причине более информативной кредитной истории и высоких значений персонального кредитного рейтинга», – пояснили в НБКИ.
А что делать тем, кто из-за отказа в кредите и нехватке имеющихся сбережений на заоблачно взлетевшие в цене машины еще не стал счастливым обладателем современной легковушки? Вернутся ли на рынок доступные на разный размер кошелька транспортные средства?
Упрощенные версии
В условиях санкций, дефицита запчастей и роста стоимости авто чиновники от автопрома вместе с отечественными производителями, идя навстречу потребителям, решили перейти к выпуску упрощенных комплектаций машин. Так, «Автоваз» обещает выпустить версию «Лада-Гранта», в которой не будут установлены подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS, тревожная кнопка «Эра-Глонасс», электростеклоподъемники и электроусилители руля. Новый регламент «О безопасности колесных ТС, выпускаемых в особый период» предусматривает возможность доукомплектования автомобилей некоторыми опциями уже после их схода с конвейера. То есть производители смогут выпускать более дешевые автомобили без необходимости ожидания поступления ряда комплектующих из-за рубежа. Срок действия нового постановления определен до 1 февраля 2023 года.
Несмотря на то, что новые автомобили в РФ станут проще, снижения цен на них ждать не стоит, сообщает «Рамблер». Себестоимость продукции по разным оценкам снизится максимум на 10%, но ценник у дилеров, с большой долей вероятности, не изменится. А вот насколько такие авто могут быть опасны для водителей и пассажиров, покажет время.