Россия как искусство

2023-09-17

Автор: Есения Коврова, фото автора

В последние дни лета в орловском музее изо открылась выставка «Образы России» (0+), организованная при поддержке Министерства культуры РФ. Корреспондент «ОВ» изучила работы советских и российских художников, а также вдохновилась формами и фактурами произведений декоративно-прикладного искусства.



Маслом и чернилами

Экспозиция, включающая 71 произведение, разместилась в трех залах музея, которые его сотрудники дополнили особыми декоративными оконными рамами. Грубые проемы без штор и тюля стали главным формирующим звеном огромного пространства, символизирующего выход из внутреннего мира во внешний. Получился «дом в доме» с множеством окон – с умиротворяющим видом на горный перевал, многообещающий летний вечер, морозный зимний день, бескрайнюю Волгу… Подсвеченные специальными софитами картины погружают в атмосферу родных и дорогих сердцу российских просторов.
В первом зале внимание зрителя приковывает картина Михаила Казанского «Август», чьи тона и полутона красного «кричат» о заключительном аккорде лета. Кажется, подойдешь ближе и ощутишь аромат спелых яблок – эти плоды на полотне везде: на ветке дерева за окном, на столе в комнате, в плетеной корзине возле кресла…
«Спрятаться от зноя» зритель может в зимнем пейзаже Ивана Варичева, у русской избы, утопающей в сугробах. Или перенесясь в «Субботний вечер» Петра Фомина – к любимой бабушке. На выставке представлены работы и других отечественных живописцев – Аркадия Пластова, Владимира Воробьева, Валентина Сидорова, Александра Пантелеева, а также графиков – Мая Митурича, Виктора Попкова, Виктора Цигаля, Вениамина Софертиса и прочих. Их основное содержание – богатство и разнообразие родной природы и человек как часть этой всеобъемлющей картины.

Декоративное чудо

Как правило, зритель не часто уделяет внимание декоративно-прикладному искусству, задерживаясь лишь у полотен живописцев. Но в экспозиции «Образы России» такие работы, относящиеся к эпохе его расцвета – 1970–1980-м годам, занимают особое место. Посетители могут увидеть 15 композиций Натальи Ротановой, Валентины Булыгиной, Дмитрия Туркина и других авторов.
Туалетный набор, украшенный фигурками насекомых и растительными мотивами, почти полвека назад являлся частью быта советской женщины, а сегодня это музейный экспонат. Еще одно чудо из фаянса – блюдо с крышкой, тарелочка, расписанная по краям, небольшой чайничек – декоративная композиция «Козлик» Юрия Леонова.
Создатели работ фокусировали взгляд не только на жизни деревни, деталях окружающего мира, но и на русской самобытности. Так, у Инны Лясс образ Родины – это утонченный лик русской «Венеры Милосской» на фаянсовой вазе. Александр Казанков дух Руси выражает в композиции предметов, напоминающих куполообразные шпили храмов города Конаково, его деревянных церквушек и соборов. Ваза «Лето в Хотьково» Валентины Булыгиной возвышает обычную панораму деревенской жизни до евангельских сцен.