«Русскому стилю» – 25 лет

2019-05-09

Автор: Оксана Полуничева, фото Олеси Суровых

5 апреля Орловский муниципальный драматический театр «Русский стиль» им. М.М. Бахтина отпраздновал свой 25-й день рождения. В этот вечер уважаемой публике была представлена премьера спектакля «Поэма о театре». Премьера эта не совсем обычная. «Поэма о театре» – второе рождение постановки «Реквием» по пьесе Леонида Андреева. Впервые этот материал был воплощен на сцене театра его художественным руководителем Валерием Симоненко еще в 1998 году. Тогда «Реквием» стал первой программной постановкой молодого творческого коллектива. Наполненный образами, символами и аллегориями, он приоткрывал завесу над священными тайнами искусства театра, рассказывал о судьбе человека в театре, его мечтах, разочарованиях, надеждах. С тех пор история «Русского стиля» преодолела ни один этап в своем развитии. И вот, на 25-м витке, реквием обратился в поэму.



Метаморфозы
Движение жизни в «Русском стиле», непременно ведущее к изменениям, провоцирующим на новые поиски, заложено в самом манифесте театра. «Русский» – это важнейшее определение самого духа культуры, вечно проникнутого исканиями истины, неуспокоенностью души, жертвенным началом. «Стиль» – постоянный творческий поиск неожиданных решений и форм в спектаклях. Театр – вечно живое, повседневно обновляющееся искусство, ибо в центре его человеческая личность с ее «вечными» проблемами и верованиями. Театр имеет намерение в полном единении с автором (в какое бы историческое время он ни творил), режиссером, художником, артистами искать свое неповторимое, художественно оправданное решение, сопрягая его с болью и радостями современного мира. Искусство театра – чрезвычайно сложно; язык спектаклей должен быть под стать глубине, объему материала, иллюстрация исключается».
История «Русского стиля» началась в 1994 году. Он был открыт при управлении культуры города Орла и стал четвертым театром в городе. Тогда Валерий Симоненко приступил к формированию труппы из молодых актеров. А в 1998 году театр обрел дом в старинном здании на улице Тургенева, где и открывает теперь каждый свой новый сезон. 30 июня 2011 года решением Орловского горсовета театру было присвоено имя Михаила Михайловича Бахтина.
Ежесезонно в «Русском стиле» разрабатывается определенная концепция. Коллективу интересен различный материал – от классики до новой драмы. Перелистываю в своей памяти воспоминания о том, что особенно задело, запомнилось. Акварельные «Дневники гейши», философский «Эзоп», пронзительные «Аты-баты», сумасшедшая «Мысль», словно сошедшая с революционных плакатов «Оптимистическая трагедия», непредсказуемый «Слон» – этакий Мартин Макдонах «по-социалистически»… В каждом спектакле видишь почерк художника, но каждый – самодостаточное высказывание.
Все чаще театр приходит в постановках к синтезу смежных искусств: кино, телевидение, звуковые эксперименты, пластика, эстрада. Такой поиск позволяет придать театральному слову новое звучание, а характер персонажей раскрывать более полно. Однако есть в этом меняющемся мятежном мире «Русского стиля» и константа – Человек и его внутренний мир. Именно Человек интересен театральным демиургам, а сотворенные ими сущности неизменно притягивают зрителя.

Поэма
К слову, в манифеcте «Русского стиля» нашлось место и нам с вами, зритель. От нас творцы сценического действа ожидают духовных преобразований, одновременно определяя эту метаморфозу целью своих творческих поисков: «Умение зрителя понимать язык театра, учиться, пропуская впечатления через свою душу, – вот главная задача и награда творческому коллективу».
В «Поэме о театре» свой зритель. Он выструган из дерева и невосприимчив, сделан и размалеван Художником (исполняет Александр Липов). «Мне сказали: нам не нужно живых зрителей в театре, мы боимся шума и неприличия, которые несет с собою толпа», – говорит Художник Директору (Евгений Безрукавый). Невидимому Меценату обязательно понравится такой ход.
Следуя логике повествования андреевского текста, мы будто бы погружаемся в призрачный и трагичный сон о людях театра, в котором течет свой порядок, и из немоты и тишины рождается по мановению руки Режиссера (Валерий Симоненко) действо. Вот он подходит к камину, бережно берет из дровницы одну за другой веточки и бросает в огонь. Это актеры в руках Режиссера.
Мы вырываемся из пьесы Андреева и обращаемся к действительности: перед нами на экране – люди театра «Русский стиль», окончившие земной путь. Но после – действие меняет тональность. Здесь завершается «Реквием», перерождаясь в поэму, где множество мотивов сливаются в единое произведение. Классические арии немецкой, французской, итальянской оперы, танцевальные композиции разных эпох и стилей, монологи из произведений Чехова, Шекспира, Франсуа Вийона… Мы наблюдаем искрящийся театральный праздник.

От благодарного зрителя
5 апреля публика, пришедшая в «Русский стиль», все же проявила себя. Театр принимал поздравления от культурной общественности, представителей власти, от самых преданных зрителей и друзей.
С юбилеем театр поздравил первый замгубернатора Орловской области Вадим Соколов: «Дорогие юбиляры! Мне очень приятно сегодня находиться в этом зале и поздравлять вас. 25 лет для театра – это одновременно и мало, и много. Эпоха меняется и течет, но остается одно – преданность делу, безумная любовь к сцене и своей профессии, к нам, зрителям. А у нас остается желание вновь и вновь приходить в этот маленький, но очень теплый и уютный зал, вновь и вновь ждать премьер, видеть эти чудесные, искренние и очень родные каждому орловцу лица».
Со словами поздравления обратились к коллективу театра вице-спикер Орловского облсовета Михаил Вдовин, глава администрации Орла Александр Муромский, мэр областного центра Василий Новиков, председатель профсоюза работников культуры Татьяна Казакова…
Ответным жестом «Русский стиль» вручил благодарности за сотрудничество и поддержку тем, кто пришел в театр в этот юбилейный вечер.
Ну что же, многая лета, камерный любимый «Русский стиль»! Пусть в твоем небольшом зале открываются для зрителя новые пространства, реальность преображается, ход мыслей становится иным, вызывая чудесные метаморфозы в нас самих!