С чем идем к читателю?

2022-10-13

Автор: Подготовил Алексей Кондратенко, фото с сайта Дома литераторов

По итогам XII Всероссийского литературного фестиваля «Хрустальный родник» в орловском Доме литераторов состоялось заседание круглого стола «Писатель и общество». На обсуждение выносились актуальные вопросы: с чем современные молодые писатели идут к читателю, каковы тенденции в молодой литературе ХХI века, каковы запросы общества в сфере литературы и потребности времени и др.



Проблема авторитетов

Своеобразным зачином разговора стало выступление председателя Калужского отделения Союза писателей России Вадима Терёхина, отметившего такие тенденции в массовом сознании, как рост клипового восприятия мира, упрощение языка, неспособность многих молодых людей читать большие тексты. Маргинальная литература, которая по определению должна оставаться на обочине основного движения, ныне вытеснила классическую и стала мейнстримом…
Однако при всех негативных процессах у талантливой молодежи ныне есть масса возможностей заявить о себе (литературные фестивали, конкурсы, сайты). Похоже, государство, распределяя премии и гранты, пытается заигрывать именно с творческой молодежью. А вот литературных авторитетов ныне в массовом сознании нет. Прежде их поддерживала власть, и это было вполне разумно – ведь литература всегда была и остается частью идеологии. И потому, как бы ни замалчивались ныне писатели и их творчество, они в любом случае остаются в духовном пространстве и влияют на общество.
Елена Машукова (Орел) дала высокую оценку молодым авторам: «Они молодцы: самовыражаются, стремятся к независимости в творчестве, экспериментируют. Однако самые талантливые и умные со временем понимают, что без ступени классической нет дороги в творчестве». Продолжила эту мысль член Союза писателей России орловчанка Елена Ковалева: «Молодежь нередко видит только один авторитет – самих себя. В части техники письма это, возможно, и продуктивно. Но в остальном? В Орле молодежная литература ушла в маленький мирок, который сам собой доволен».
Кира Марченкова отметила, что современная «легкость публикации» создает у иных начинающих авторов иллюзию успеха высокого уровня. У них нет авторитетной критики, нет наставников, нет и некоего внутреннего редактора. В то же время прошедший литературный конкурс показал, что среди молодых авторов много людей талантливых. Дипломант фестиваля Дмитрий Нестеренко (Новомосковск Тульской области) посетовал на то, что немного стимулов расти творчески и личностно. По его мнению, надо «прививать» (не заставляя, а именно побуждая) классику начинающим писателям – каждый должен пройти этот этап становления.

Литература без героя

О необходимости поддерживать не только молодых, но и зрелых литераторов говорил член Союза писателей России Александр Нестругин (Воронежская область): «Меня беспокоит, бесконечно печалит новое деление писателей на лагеря – на тех, кто входил в совет молодых литераторов, и тех, кто не входит. Главное – профессионализм, а не игры в некую самоорганизацию начинающих авторов. С чем приходит в литературу молодой писатель? Еще недавно – только «с самим собой» (рефлексия, поток незрелого сознания). Но теперь все больше примеров, когда писатели приходят не со своей болью, а с болью народной».
Нестругина поддержала и Елена Машукова: «Сегодня мало книг о героях. Стремление замкнуться в себе, уйти в фантазию характерно для буржуазного общества». Согласен с ней Анатолий Загородний: «Современное общество растит потребителя, об этом он и будет писать». Еще более четко грань обозначил орловский издатель и председатель Союза военных литераторов Сергей Ветчинников: «Надо говорить в книгах правду. Главные герои сейчас – те ребята, которые пошли воевать».
Но есть ли интерес у разноликой читательской аудитории именно к таким героям? Людмила Бородина, директор Орловской областной библиотеки имени И.А. Бунина, поделилась наблюдением работников организации: в обществе ныне велик запрос на легкое чтение, причем у довольно возрастных групп, как реакция на усталость от сложностей и невзгод жизни.
Ученый секретарь областной детской библиотеки имени М.М. Пришвина Елена Аничкина говорила о том, что читательская аудитория ныне имеет самые разные вкусы. Родители при выборе книг для детского чтения ориентируются в основном на переводные издания, рекомендации Интернета, при этом мало знают о местных авторах, если только не знакомились с их произведениями в школе на уроках литературы родного края. Обидно сталкиваться и с игнорированием родителями поэзии. Важную перемену в детском чтении отметила и Елена Машукова: «Родители теперь выбирают для детей не столько развлекательную, сколько познавательную литературу – но качественных книг такого рода сейчас мало».

Время действовать

Довольно остро на «круглом столе» были поставлены вопросы о многолетней пробуксовке принятия федерального закона о творческих союзах, законодательных актов о господдержке профессиональных писателей, о защите авторских прав как основе материального обеспечения пишущего человека. Высказывалась мысль о том, что на предстоящем съезде Союза писателей России эти задачи должны быть определены как первостепенные для руководства творческого союза.
Свое выступление на «круглом столе» Владимир Ермаков начал с вопросов: «Есть ли в нашем обществе запрос на писательство? Есть ли у писателя возможность выходить в общество?» По его мнению, сейчас нет книжных ярмарок, книжного рынка, в СМИ нет рецензий на новые книги, сообщений о презентации новых изданий. Альманах «Орел литературный» остался единственной литературной платформой в Орле. Утрачены площадки, где писатель обращался к народу, – ряд региональных газет закрылся, другие уменьшили объем и тиражи, периодичность. Нет теперь Всероссийского Фетовского праздника поэзии, отменены всероссийские литературные премии имени А.А. Фета, И.А. Бунина, Н.М. Карамзина.
Сергей Ветчинников также с тревогой говорил об отсутствии в Орловской области региональной политики в книжной сфере. Так, практически во всех краях, республиках и областях проводятся книжные фестивали, а в Орле их нет. В других регионах бюджеты стабильно и весомо финансируют издание социально значимой литературы (размеры субсидий достигают нескольких десятков миллионов рублей), в Орле поддержка по этой строке минимальна. По мнению Ветчинникова, нужно действовать в этом направлении: проводить книжные фестивали, учреждать номинации «Лучшая книга начинающего автора», «Лучшая книга в жанрах прозы и поэзии», выделять средства из бюджета на издание произведений лауреатов орловских литературных конкурсов, поощрять писателей.
Поддержал коллег Анатолий Загородний: «Упрощение литературы и слом языка – в истории России такое происходило неоднократно. И на этот раз переживем. Но для защиты интересов писательского сообщества, читательской аудитории нужны активные люди, бойцы, фанаты». Вадим Терёхин поставил вопрос о стратегии действий: «Жаловаться будем или что-то делать?» На эти тревожные интонации откликнулась и Людмила Бородина: «Хотите быть услышанными властью – действуйте через общество. Мы, библиотечное сообщество, предлагаем вам площадку. Давайте учредим и совместно проведем «Год орловской литературы». Сделайте в итоге так, чтобы общество в защиту писательских интересов само стучалось во власть».
В целом дискуссия в Доме литераторов показала не только болевые точки, но и возможности развития, совместных действий.