С любовью к Тургеневу (о научной встрече и маленьком путешествии)

2019-07-11

Автор: Наталья Смоголь, фото автора

Летом кого-то влекут отпускные увеселения (и это прекрасно), а кого-то – научные мероприятия (и это не менее увлекательно). В нашем случае речь идет о XXVI Тургеневских чтениях «Послесловие к юбилею», которые проходили 27–28 июня по инициативе Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева и Тургеневского общества в Орле, в родных нашим землякам местах: в самом музее и в одном из районов нашей области, который оказался настоящим кладезем сюрпризов.



С темами докладов и именами их авторов, российских и зарубежных, все вдумчивые читатели могут ознакомиться на сайте музея, я же замечу, что от лица орловских тургеневедов выступили совершенно уникальные люди, истинные профессионалы, талантливые ученые, опытные ораторы: Людмила Балыкова, Тереза Кривина, Елена Мельник. А предварила интеллектуальный марафон экскурсия по обновленной экспозиции, которая стала результатом деятельности всех научных сотрудников музея и благодаря которой гости могли личность И.С. Тургенева осмыслить в контексте биографических, социальных и культурологических реалий, а самое главное – через тексты его произведений.

Сон о крохотном счастье

Первый день Тургеневских чтений завершился встречей их участников с представителями Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева: Антоном Карташовым, режиссером-постановщиком спектакля «Безмолвие. Сон о крохотном счастье» по мотивам рассказа И.С. Тургенева «Муму», и актрисами Ольгой Фарапоновой и Екатериной Гусаровой. Надо сказать, что режиссерский дебют не стал пробной постановкой, а предъявил абсолютно логичный, но при этом оригинальный взгляд на личную и социальную драму.

По версии режиссера, Герасим не был глух от рождения – причиной физической ущербности стала трагическая гибель отца и смерть матери, а малыш оказался жертвой враждебного мира, его разрушительного воздействия. Но это не итог испытаний, ведь инфернальные существа не выносят чужого счастья. Как можно объяснить стремление растоптать трогательную любовь дворника и прачки? Почему спасенный от неминуемой гибели ласковый спаниель стал причиной хозяйского гнева? Объяснение этого кроется в эгоизме, озлобленности на весь мир, нежелании мириться с чужим умиротворением тех, кто считает себя вершителями судеб. Губительную сущность власть имущих (или к этому стремящихся) подчеркивают инородные предметы их облика: искусственные косы дворовых девок, силуэт наполеоновской треуголки дворецкого и кринолин барыни. Даже непродолжительный трейлер, предложенный участникам чтений, давал представление о непримиримой борьбе искреннего естественного чувства с антигуманными социальными амбициями.
В театральной жизни Орла спектакль Антона Карташова, безусловно, займет свое достойное место.

«На тысячу верст кругом… – родной край»

Каприз природы, связанный с резким похолоданием, не помешал планам: и в пятницу, 28 июня, компания тургеневедов, читателей и почитателей Тургенева, насчитывающая без малого полсотни человек, отправилась в Покровский район Орловской области. Задавали атмосферу поездке прочитанные по пути музейными сотрудниками отрывки из тургеневских произведений: «Леса и степи», «Дворянского гнезда», «Степовика», «Куропатки», а также воспоминания А.А. Фета, который бывал с Иваном Сергеевичем в его охотничьих путешествиях.

Все современные кинотехнологии стремятся к тому, чтобы зритель максимально глубоко погрузился в мир сюжетных коллизий, ощутил на себе влияние места действия. Хочется сказать, что никакие оптические нововведения не в состоянии противостоять реальному плану бытия: вид из окна автобуса простирался такой, что по-особенному воспринимались слова писателя, ближе и дороже становились созданные им картины. И, несмотря на то, что нас отделяли от этих произведений и пейзажей уже полтора столетия, все вокруг было родное, близкое, узнаваемое: «Глянешь с горы – какой вид! Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи». Лучше не скажешь! И поневоле задумаешься о возможной справедливости ландшафтной теории Гердера, согласно которой место проживания определяет менталитет народа и особенности личности граждан. Не потому ли мы так широки, беспечны и хлебосольны! А тут еще подоспел и временной фактор. Вспомнилась ода русской глубинке из стихотворения в прозе Тургенева «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!».

По памятным местам Покровского

В Покровском информационные бразды правления перехватил известный орловский краевед и историк Александр Михайлович Полынкин, который оказался гостеприимным хозяином и увлеченным рассказчиком. Не говорю о гостях, но и уроженцы Орловщины смогли переместиться как бы в другое измерение, погрузиться в историю этих мест, в полной мере оценить их своеобразие и культурную значимость.

Ну что большинство знает о Покровском районе? Один из 24-х в области, самый обширный. Но постепенно, шаг за шагом, с каждой новой историей и выходом из автобуса, места эти становились удивительно интересными, родными и близкими.
Вот Федоровка, в которой трижды побывал Иван Тургенев, возвращаясь на родину из-за границы, гостя у Мухортовых. А вот и Верхососенье, получившее название от реки Сосны, которая представлена в этих местах двумя своими разновидностями: Быстрой и Тихой. Есть в этих определениях что-то от двойственной русской натуры, ну, например, от того, что медленно наши соотечественники запрягают, да быстро ездят. Наш гид абсолютно уверен, что прототип заглавного персонажа «Однодворца Овсянникова» из «Записок охотника» – житель этих мест, ведь однофамильцы живут здесь до сих пор и документальные свидетельства на это указывают. Именно здесь мы увидели храм Богоявления Господня, рассчитанный на 500 человек, с любовью возводимый из твердого песчаника, податливого в обработке, но прочного, как мрамор. Но не настолько прочного, чтобы выдержать разрушительную атеистическую вакханалию: два ареста настоятеля отца Виктора (Иванова) в 30-е годы прошлого века, его расстрел, грабежи, уничтожение пяти колоколов, сожжение икон, поругание святынь стали тяжелым испытанием для верующих людей. Сейчас храм возрождается, и золотой крест над синим куполом виден со всех окрестных дорог.

В Топках героем рассказа стал Ардальон Иванович Замятин, учитель, основатель школы в этих местах, родоначальник педагогической династии, мемуарист, описавший свои встречи с И.С. Тургеневым, который в 80-х годах XIX века продал свое имение Кошеверову. А через сто лет музейные работники в ходе своих научных поездок начали создавать в школе собственную экспозицию. Наш гид с горечью говорил, что учебное заведение доживает свои последние времена и, как когда-то помещичьи усадьбы, может вскорости перейти в небытие. И тогда Школьная улица лишится своего топонимического обоснования.

Бесценной жемчужиной путешествия стал святой источник «Каменец», с его уникальными природными валунами, строгими иконами, купелью, каким-то особым духом, рождающимся, очевидно, под Покровом Пресвятой Богородицы, которая, будем надеяться, убережет эти места от природных невзгод и человеческого неразумия.