С одеждой на будущее

2021-07-02

Автор: Виталия Румянцева

Состояние российского fashion-рынка оставляет желать лучшего. Спустя год после локдауна объемы продаж одежды и обуви в стационарных магазинах не восстановились, а обороты онлайн-торговли растут.



Минус триллион

Пандемия нанесла серьезный удар по розничной торговле. Речь идет и о магазинах одежды и обуви, которые тысячами закрылись по стране. Не обошла эта беда и Орловскую область. Так, по данным Орелстата, продажи одежды на Орловщине сократились на 8%, нательного белья – на 2%, мехов – на 15,6%, чулочно-носочных изделий – на 2,2%, обуви – на 4%.
В денежном выражении, по информации Fashion Consulting Group, сектор контактных продаж потерял в целом по стране свыше 1,7 трлн рублей. Основной удар пришелся на продукцию в среднем ценовом сегменте, падение там составило 50%. Приведенные данные относятся к формату оффлайн-продаж, то есть покупок непосредственно в магазинах.
По данным ИТ-компании «Эвотор», в «пандемийном» году россияне покупали одежду и обувь редко, но при этом средний чек увеличился на 12%, составив 2354 рубля. Связано это с ростом цен и сокращением количества акций по распродаже вещей в торговых залах. Магазины неохотно шли на sale в надежде перекрыть убытки прошлого года. Негибкая ценовая политика сократила число покупок в расчете на одну точку одежды на 17%.
В обувных салонах цены на фоне низкого спроса также выросли. Средний чек составил 2426 рублей, что на 22% выше, чем в 2020-м. Среднее число покупок за год уменьшилось на 15%.

Ушли в онлайн

Значительно лучше чувствует себя рынок продаж в Интернете. По данным Fashion Consulting Group, в 2020 году зафиксировано активное развитие онлайн-продаж через собственные интернет-магазины и маркетплейсы. Рост составил 26,4%. Одежда стала самой продаваемой категорией – 60% от всех покупок. Например, у одного из крупнейших интернет-магазинов Wildberries, по словам директора по развитию Вячеслава Иващенко, продажи в 2020 году выросли на 45%, до 217,8 млрд рублей.
Одной из причин развития онлайн-ритейла называют более низкие цены по сравнению со стационарными торговыми точками. Разница в цене на одну и ту же вещь может достигать тысячи (а то и больше) рублей. Интернет-магазины экономят на зарплате персонала, а потому не накручивают стоимость вещей. Им попросту не нужен такой большой штат для обеспечения продаж, как торговым залам.
Если говорить о предпочтениях, то потребители перешли на более свободный формат одежды и обуви – спортивные костюмы, тренировочные брюки, толстовки, кроссовки. А вот продажи офисной одежды пошли на спад.

Голосуют за отечественное

Выбирая между импортными и отечественными товарами, покупатели стали отдавать предпочтение российским. Этому способствовало и существенное подорожание иностранных брендов, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Цены на зарубежные товары во время пандемии выросли не менее чем на 25%. Это очень много для покупателей, заинтересованных сейчас в том, чтобы приобретать вещи с более низкой стоимостью. Российские же производители в этом году цены практически не поднимали.
То, что покупатели обратили внимание на отечественные марки, заметила и гендиректор FCG Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, во время пандемии местные ритейлеры стали замещать иностранных поставщиков на российских. «Этот тренд весьма нагляден в работе крупнейших маркетплейсов – так, по итогам 2020 года, число отечественных поставщиков торговых марок у Wildberries увеличилось на 52%», – считает эксперт. Сама компания это подтверждает.
Российские компании существенно увеличили активность: за январь-апрель продажи у них выросли в денежном выражении на 73%. Для сравнения: этот показатель у иностранных брендов поднялся лишь на 17%. Это связано с удачным соотношением цены и качества на российские товары и ростом конкурентоспособности местной продукции, отмечает представитель Wildberries.

С чужого плеча

Конкуренцию стационарным магазинам новой одежды и обуви составили не только онлайн-платформы, но и секонд-хенды. В прошлом и этом году рынок вторичных продаж демонстрирует прирост от 10 до 15%.
Рост покупателей отметили и в двух крупных секонд-хендах Орла. Правда, связали это не с влиянием пандемии, а с сарафанным радио – постоянные клиенты приводят новых покупателей. К слову, в магазинах ресейла если средний чек и вырос, то за счет расширения списка покупок, а не их стоимости.
По словам Анны Лебсак-Клейманс, к 2031 году до 20% гардероба у тех, кто родился после 1981 года, будет состоять из вещей, купленных в секонд-хенде. Оценки компании ThredUp более глобальные: к 2030 году рынок секонд-хенда может стать вдвое больше масс-маркета. Чтобы не быть голословными, эксперты этой компании приводят такие цифры: в 2021 году рынок вырос на 118 млн продавцов ресейла по сравнению с 36,2 млн торговцев год назад. Согласно опросам, 76% покупателей планируют тратить на товары из секонд-хенда больше денег в течение следующих пяти лет.


Справка «ОВ»

По прогнозам аналитиков, рынок новой одежды в стационарных торговых точках вернется к докризисным показателям не раньше осени 2023 года.