Самообогащение на «карантине»

2020-06-25

Автор: Подготовила Ирина Крахмалева

В прошлом номере мы представили обзор о том, как «карантин» без посетителей провели театры Орла. Свои профессиональные праздники работники музеев и библиотек встретили в «изоляции» и только готовятся выйти с вынужденной «удаленки». Как удалось подстроиться под ритм нового времени, остаться в диалоге с аудиторией и какие выводы по прошедшему периоду были сделаны, читайте далее.



Виртуальные экскурсии по музейным залам

Несмотря на отсутствие посетителей, работа сотрудников музея по собиранию, хранению, изучению и популяризации фондов не прерывалась.

«Период карантина для нас – это не выходные и не праздники, а время напряженной работы и поиска новых решений. Нам пришлось оставить не только ночных сторожей на дежурстве, но и по одному сотруднику для поддержания температурно-влажностного режима в помещениях и обеспечения сохранности предметов. Кропотливо выстраивали рабочие графики. С другой стороны, отрадно отметить, что прогресс пришел в наши музеи, а онлайн-работа открыла новое поле для творчества сотрудников. Выставки, чтения онлайн – этого было в избытке. Обидно, что день 9 Мая не случился у всех нас по части живого человеческого общения. Однако все наши филиалы присоединились к стене Памяти: на странице музея опубликовали семейные истории военных лет, а повествование о самолете «Александр Пушкин» разнеслось далеко за пределы музейного зала. Мы оставили «за пазушкой» для наших дорогих гостей мероприятия к 150-летию И.А. Бунина и 200-летию А.А. Фета – очень надеемся провести торжества в музейной обстановке, когда нашим замечательным экскурсоводам отвечают глаза и души наших внимательных посетителей», – отметила директор ОГЛМТ И.С. Тургенева Вера Ефремова.

О плюсах и минусах прошедшего периода нам рассказала заведующая Домом-музеем Н.С. Лескова Ольга Аракчеева: «Не сказать, что работы стало меньше – как раз наоборот. Научные сотрудники постоянно заняты поиском актуальных и интересных фактов о жизни и творчестве писателя. Ежедневно в соцсетях мы делимся с нашими посетителями материалами. И именно такая работа позволяет рассказать намного больше, чем бывает во время экскурсии. Ведь, как правило, экскурсионное время ограничено и на пороге стоят уже новые посетители. Работа в интернет-пространстве позволяет нам и читателям глубже проникнуть в мир писателя. Хотя теряется связь с предметным миром, фотографии не передают атмосферу старины так, как почувствует ее посетитель, придя в музей. Следует сказать, что свободного времени на дистанционной работе много не появилось. Я посетила несколько онлайн-уроков португальского языка. Чтение осталось приоритетным занятием: отмечу книгу Р. Брэдбери «Зеленые тени, белый кит», без любимых произведений Лескова тоже не обошлось».

Руководство музеев выражает благодарность сотрудникам, которые, преодолевая трудности, мобилизовались в решении непростых задач по развитию в стихийно изменившихся условиях.

«На протяжении последних двух лет наш музей развивал свою виртуальную составляющую: мы обновили сайт, создали новые виртуальные туры, активизировали работу в соцсетях, подготовили сотрудников. За короткое время нам удалось откорректировать планы, перевести мероприятия в онлайн, поэкспериментировать с новыми формами и приемами подачи информации. В виртуальном пространстве музея появилась и растет аудитория, которой мы благодарны за поддержку в это непростое время. Но информационные технологии, какими бы они ни были продвинутыми и перспективными, не смогут воссоздать ту незримую связь между посетителем и музейным предметом, которая возникает при посещении экспозиции музея. И это главная временная утрата для музея», – подчеркнул директор областного краеведческого музея Дмитрий Моисеев. Коллектив учреждения научился снимать и монтировать видеосюжеты для онлайн-формата.

Хранитель изобразительного фонда краеведческого музея Анна Шатеева пояснила, что сотрудники отдела фондов на самоизоляции были заняты подготовкой к серии онлайн-мероприятий (в частности, Анна делала рассказ о книжной витрине музея, о собрании XVIII–XIX веков, ко Дню Кирилла и Мефодия), а также добавлением материалов о музейных предметах в государственный каталог. «Взаимодействовать с живой аудиторией лучше – ты же всегда словом обращаешься к кому-то. Мы уже соскучились по работе в обычном русле. Даже разговаривать за два месяца музейщики могут разучиться – запись видео помогала быть в тонусе».

Связь с читателем – на расстоянии экрана

Сотрудникам отдела электронных ресурсов Орловской областной библиотеки им. И.А. Бунина перестраиваться, по сути, не пришлось. Но работы добавилось – поток информации возрос, как и отчетность по этой работе. «В течение карантина ВКонтакте открылось несколько «подгрупп» основной страницы библиотеки, потребовались консультации сотрудникам. Добавьте сюда профили Бунинки в Инстаграм, Твиттер, Фэйсбук, Одноклассниках, Живом Журнале. Отсюда заметный рост показателей посещаемости наших страниц. Многим сотрудникам такая работа пришлась по душе, они работают в соцсетях с удовольствием. Никуда не делись также наши акции и конкурсы, мы добавили викторины. Удалось создать несколько выпусков блога интернет-центра Бунинки. В ближайшем будущем число профилей отделов библиотеки им. Бунина возрастет. А значит, библиотека все больше развивает дистанционное обслуживание и создает, по сути, информационно-библиотечный электронный портал», – такое осмысление периода «карантина» нам представил заведующий отделом электронных ресурсов Бунинки Алексей Дербенко.

Свободное время библиотекари старались провести с пользой для себя.

«Я работала над электронным ресурсом по Ивану Бунину – позже он будет на сайте библиотеки – и над разделом «Краеведческая мозаика». Во время карантина слушала музыку П.И. Чайковского и И.О. Дунаевского, на 9 Мая слушала и пела с мамой песни военных лет, смотрели видеоролик «Бессмертный полк библиотеки» о ветеранах войны – родственниках моих коллег. Изучала опыт коллег из библиотек других регионов России. Богослужения, транслируемые по телевизору из разных храмов России, позволили расслышать то, чего раньше не понимала, глубже поняла ход службы, увидеть красоту церквей», – поделилась с нами Анна Абрамова, главный библиограф Бунинки.

Библиотекари ради подписчиков освоили новые «профессии»: оператора, режиссера, специалиста по монтажу, актера…

«Креативить пришлось в непривычных и не всегда приспособленных домашних условиях. И здесь порой на помощь библиотекарю приходила вся его семья. Даже домашние животные в самый ответственный момент, когда материал уже почти отснят, гордо появлялись в кадре… В своих комментариях в соцсетях юные читатели пишут, как они скучают по книгам и библиотеке и как мечтают хотя бы на короткое время оказаться в стенах Пришвинки. А кому-то даже сны снятся, как они сидят в читальном зале…» – отметила директор областной детской библиотеки им. М.М. Пришвина Ирина Никашкина.

«В рабочее время мы принимали участие в вебинарах и круглых столах ДБ Нижнего Новгорода и РГДБ Москвы. А вечером и утром многие занимались уроками со своими детьми: компьютер у многих один, поэтому делили его с родными. За «карантин» я подсела на книги Олега Роя. Открыла для себя произведение «Креншоу» популярной американской писательницы, обладательницы медали Ньюбери Кэтрин Эппилгейт. Фильмы я смотрела детско-современные», – сообщила ведущий методист Пришвинки Алла Ноготкова.

«Изоляция стала мотивацией для работы сотрудников в удаленном режиме. Мы получили отклик и огромную поддержку наших читателей. Им понравились виртуальные обзоры новинок зарубежной и отечественной литературы, мастер-классы, квизбуки. В этот период связь с читателями стала только крепче», – рассказала «ОВ» Ирина Гладкова, директор МКУК ЦБС г. Орла.

«К успехам библиотек можно отнести тот факт, что неудачи на сетевом поле обратили некоторых из библиотекарей к самообразованию, поспособствовали переоценке содержания библиотечной работы и это, возможно, позволит нам в будущем делать свою работу более качественно и интересно для читателей», – считает Екатерина Уварова, ведущий библиотекарь ЦГБ им. А.С. Пушкина.

Несмотря на плюсы «виртуальной» работы, все нами опрошенные сделали акцент на том, что культуру удаленно познать нельзя.