Самый главный чемпион

2018-08-08

Автор: Наталья Кузнецова

26–28 июля в рабочем поселке Нахабино (Московская область) проходили гонки квадрокоптеров DRONE CHALLENGE, включавшие в себя чемпионат России и отборочный этап Кубка мира по дрон-рейсингу. Первым чемпионом России в истории этого вида спорта стал Кирилл Федукович из Орла. Он показал максимальную среднюю скорость (78 км/ч) и лучшее время прохождения дистанции (01:14:796).



Спортивная экзотика
В России это занятие пока еще воспринимается как экзотика. Лишь в ноябре 2017 года гонки дронов были признаны официальным видом спорта. Однако наши пилоты уже добились высоких результатов не только на всероссийских, но и на международных соревнованиях. На чемпионат России приехали лучшие спортсмены со всей страны – около 30 человек. Среди них были как неоднократные призеры различных международных соревнований, так и новички, которые впервые приняли участие в турнире и уже показали неплохие результаты. Самые быстрые и опытные пилоты дошли до финала.
Кстати, первый чемпионат России состоялся в прошлом году, но его не успели признать официальным. Победителем тогда также стал Кирилл Федукович. Так что его результат в этом году – не случайность, а закономерность. До этого Кирилл уже выезжал на соревнования в Республику Беларусь, Корею, Англию, Литву и тоже занимал призовые места.

Как все начиналось
У Кирилла Федуковича высшее техническое образование, окончил Орловский политехнический колледж Орел ГТУ. Сейчас работает ведущим инженером в сфере IT-технологий в Москве.
– Я никогда не увлекался ни радиомоделированием, ни самолетами, ни машинами, – признается Кирилл Олегович. – В 15 лет начал заниматься боксом. Правда, больших результатов не достиг, поскольку там очень высокая конкуренция, а я поздно начал. Зато в новом виде спорта мне удалось самореализоваться, несмотря на мой возраст. Мне 31 год. Сразу поставил для себя высокую планку – международный уровень. Впервые приобщился к дрон-рейсингу около трех лет назад. Однажды увидел в соцсетях пост о маленьких квадрокоптерах и решил приобрести себе. Потом задумался: а зачем мне такой маленький? Взял аппарат побольше. Заинтересовался, посмотрел на YouTube видео, как парни летают на гоночных дронах, выполняя замысловатые фигуры пилотажа. Нашел видеоролики с инструкциями, как самому собрать квадрокоптер. Запчасти заказывал на AliExpress (Китай). Получилось. Потом решил лично познакомиться с ребятами, которые серьезно занимаются дрон-рейсингом. Пилоты с опытом давали советы, учили летать и собирать аппараты.
Так у Кирилла Федуковича появилось хобби, которое постепенно переросло в серьезные занятия спортом.

Что такое дрон-рейсинг
– На квадрокоптере устанавливаются видеокамера и видеопередатчик, – объясняет чемпион. – Спортсмен управляет летательным аппаратом со специальной площадки с помощью пульта с двумя джойстиками, подобный используется для компьютерных игр. На специальные очки передается изображение, и человек как будто сам находится в кабине летательного аппарата. Дрон перемещается полностью в ручном режиме, без стабилизации.
Гоночная трасса – это несколько сотен метров полета квадрокоптера на высокой скорости с преодолением различных препятствий. Обычно это ворота и флаги, которые позволяют выполнять элементы различной сложности: повороты на 90 и 180 градусов, змейку. А на чемпионате был еще так называемый колодец, в который дрону приходилось нырять с высоты.
Кажется, что все просто и понятно. Однако победы в дрон-рейсинге даются нелегко, как и в любом другом спорте. За удачным выступлением на турнире стоят долгие часы подготовки и тренировки.

Лиха беда начало
– Чтобы начать летать, нужно прежде всего собрать дрон, – рассказывает Кирилл Федукович. – Для профессионального пилота одного квадрокоптера недостаточно, должно быть хотя бы три-четыре: если во время соревнований один сломается, чинить его будет некогда, нужно просто взять другой. Затем аппарат необходимо настроить – это тоже занимает какое-то время, так как постоянно выходит новое программное обеспечение с разными фишками. После сборки и настройки уже можно приступать к тренировкам.
Для начала подойдут любые безлюдные места: днем это поля, леса, парки, а ночью – подземные парковки, заброшенные промзоны. Чем выше профессиональный уровень спортсмена, тем сложнее ему найти место для практики. Скорости большие, а на трассу неожиданно могут выйти отдыхающие, животные и их хозяева, спортсмены. Сложно гарантировать полное отсутствие людей.
– У нашей команды есть своя база – мы скинулись и занимаемся там, – продолжает Кирилл Олегович. – Сейчас стандартная тренировка у нас выглядит так: приезжаем в специально отведенное поле в Московской области, где разрешены полеты дронов, привозим с собой газонокосилку, чтобы убрать траву, и дизельный генератор, чтобы заряжать батареи. Кроме того, примерно около 50 килограммов оборудования: разборных ворот, флагов и других элементов, тент от солнца, столы, стулья. Расставляем трассу, устанавливаем систему хронометража, чтобы учитывать результаты. И только после такой тщательной подготовки начинаем тренировку по заранее продуманному плану.

Калькулятор
Вот и считайте: чтобы полетать несколько часов на дроне весом в 500 граммов, необходимо провести пару ночей, собирая и настраивая его, а потом тащить с собой почти четверть тонны дополнительного оборудования. Как и в любом спорте, это все непросто. Но если хочешь получить результат, то придется отдать много сил и чем-то пожертвовать. К примеру, временем. Чтобы показывать более-менее приличные результаты, нужно налетать хотя бы 80 часов. А чтобы приблизиться к пьедесталу – раз в десять больше.
– Сейчас у меня получается заниматься один-два раза в неделю, по выходным, – признается Кирилл Федукович. – Раньше тренировался вдвое больше: летал до трех раз в день три раза в неделю. Кроме того, увлечение дрон-рейсингом – занятие недешевое. Хотя, если сравнивать расходы с мото- или автогонками, то это сущие копейки. Входной комплект средней категории – дрон, очки, зарядка, аккумулятор – стоит 50–80 тысяч рублей. Этого вполне достаточно, чтобы начать летать.

Планы на будущее
Прошедшие соревнования по сути являлись отборочным турниром, чтобы определить состав сборной команды Российской Федерации для участия в чемпионате мира, который пройдет в ноябре в Китае.
– Приятно, что я буду представлять нашу страну на Кубке мира, – признается Кирилл Федукович. – Я понимаю уровень подготовки мировых лидеров. Но я думаю, что у тех, кто занял пьедестал вместе со мной на чемпионате России, а это Владимир Иванов из Подмосковья и Никита Новиков из Красноярского края, шансы на победу вполне реальные. В нашей сборной сложился идеальный расклад – собрались очень сильные пилоты.
Для Кирилла Федуковича нынешний сезон получился насыщенным. Большое количество гонок было в самом начале. В августе ему предстоит участвовать в трех крупных соревнованиях, на которые приедут сильные иностранные пилоты. А в сентябре чемпиона ждут два выездных турнира: один в Корее, а второй, самый долгожданный, – это первый официальный спортивный чемпионат мира в Китае. Пожелаем нашему земляку удачи и новых побед в этом интересном и необычном виде спорта!


Справка «ОВ»
Дрон – беспилотный летательный аппарат. Квадрокоптер (от англ. quadcopter – «вертолет с четырьмя винтами») – это беспилотный летательный аппарат с четырьмя пропеллерами, который обычно управляется пультом дистанционного управления с земли. Дрон-рейсинг (от англ. drone racing) – гоночные соревнования FPV квадрокоптеров небольших размеров на специально оборудованных трассах. FPV (First Person View) – управление от первого лица. По сути, трансляция в реальном времени картинки с камеры квадрокоптера на дисплей или видеоочки, находящиеся у оператора.