Самый веселый художник

2010-06-27

Автор: Константин АВЕРИН

Его почти не знают в Орловской области. Между тем, Владимир Зарубин – единственный орловец, сделавший себе имя как художник- мультипликатор и автор популярных почтовых открыток



Начало

Родился Владимир Иванович Зарубин 7 августа 1925 года в д. Андрияновка Орловской губернии. К искусству, по словам самого художника, он приобщился в пять лет. Тогда он увидел на улице готовый сюжет: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Его рисунок ходил из рук в руки по всей деревне.

Увлечению Владимира живописью способствовал его отец. Он приносил домой много книг по искусству и имел огромную по меркам деревни коллекцию открыток – 5000 штук! Отец будущего художника работал дорожным инженером, из-за чего семья часто переезжала с места на место. Великая Отечественная война застала Зарубиных на Донбассе – в Лисичанске.

Когда в июле 1942 года немцы захватили город, Владимира вместе с другими подростками отправили в «трудовой лагерь» в Рур. Освободили его в 1945-м союзники – американцы. С 1945 по 1949 год Зарубин служил в комендатуре Советской Армии. Он, кстати, был отличным стрелком, увлекался боксом. Тогда же начал серьезно рисовать.

Демобилизовавшись, Владимир вернулся в Лисичанск, но ненадолго. Последовал переезд к брату в Москву. Здесь Зарубин работал художником в Министерстве угольной промышленности, затем устроился на завод – также художником. Но неофициальным. По документам числился и слесарем, и браковщиком, и дежурным мастером, и… крановщицей. Стать художником официально ему помогло объявление в газете, приглашавшее желающих на курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».

Ну, Маугли, погоди!

Тогда на «Союзмультфильме» прошло два набора на двухгодичные курсы мультипликаторов – в 1956-1958 и 1959-1961 годах. Эта школа дала студии и всей отечественной анимации множество ярчайших имен, работа большинства из которых и по сей день является основой успеха российских анимационных картин, а изрядная часть выпускников стала гордостью отечественного кино, перейдя к режиссерской деятельности. По продуктивности эти два выпуска, пожалуй, не имеют себе равных в истории нашей мультипликации. В 1958 году курсы окончил и Владимир Зарубин. Он, кстати, параллельно занимался на курсах в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС и учился в вечерней школе.

Окончив курсы на «Союзмультфильме», Зарубин остался здесь работать и посвятил отечественной мультипликации 25 лет. За это время он сделал 103 рисованных мультфильма, конечно, в содружестве с другими художниками. При этом в «Маугли» из десяти частей две с половиной – зарубинские. Он работал над несколькими выпусками «Ну, погоди!». Сыщик в «Бременских музыкантах» – образ, нарисованный Зарубиным. Много работал у Котёночкина, у Цехановского.

Перечислить все мультфильмы, в создании которых принимал участие наш земляк, нет возможности, назову лишь некоторые: «Шел трамвай десятый номер», «Как утёнок-музыкант стал футболистом», «Ограбление по…», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс», «Сказка о царе Салтане»…

Надо напомнить, что работал Зарубин во времена Советской власти, когда не только на заводах и фабриках, а даже и на «Союзмультфильме» существовало соцсоревнование. В 1973 году он получил звание победителя соцсоревнования на студии. Его приняли в Союз кинематографистов СССР в конце 1970-х , спустя почти 10 лет после подачи заявления. Зато часто называли лучшим мультипликатором страны.

Зайчики и ёжики

В 1970-е у Владимира Зарубина случился первый инфаркт. После этого он работал в основном дома. А когда ушел со студии, полностью посвятил себя еще одному виду творчества, сделавшего его знаменитым – рисованию почтовых открыток (в основном на мультипликационную тематику) и украшению конвертов. Всего из печати вышло более 300 открыток и более 100 конвертов. Были еще сувенирные карточки, телеграфные бланки и немаркированные открытки. В 2007 году, уже после смерти художника, издан каталог его открыток, а их коллекционирование является самостоятельной темой в филокартии.

Свое увлечение почтовой миниатюрой Зарубин объяснял тем, что работа мультипликатора изнурительная, нервная. Требовалась отдушина. И он ее нашел. Попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Его зверушки – медвежата, зайцы, ёжики и другие герои – в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо.

Из-за этой их оригинальности у Зарубина бывали сложности на худсоветах. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу «Ау!»?» Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у Зарубина был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку он переделал, но Ёжика стало жалко: легко ли босиком в мартовском снегу? В итоге одну лапу ему поднял, чтоб не мёрзла…

Первая почтовая карточка, нарисованная Зарубиным, вышла в 1963 году. Это была совместная работа с еще одним известным отечественным художником – Светозаром Русаковым. Они работали в соавторстве до 1967 года, хотя есть несколько открыток данного периода, нарисованных Зарубиным самостоятельно.

Все, кто знаком с его работами, отмечают, что они не статичны, имеют сюжет. Сам автор называл их «маленькими сказками в рисунке». О процессе же создания этих сказок говорил:

– Всё своё «изобретаю» сам. А рисовать тянет всегда. Даже если занемог, просто ложусь и думаю. Открытку или конверт вначале «обкатаю» в голове так, что потом на бумагу всё переходит очень быстро. Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз. Закончу, как будто, присмотрюсь: нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка.

В начале 1990-х годов, в эпоху кооперативов, Зарубин начал сотрудничать с одним маленьким издательством. На его открытках издательство хорошо зарабатывало, так как на продукцию был спрос. Однако вскоре издатель стал задерживать оплату. Затем вообще перестал платить. 21 июня 1996 года он позвонил художнику и сказал, что «фирма разорилась, денег нет и не будет». Через два часа Владимир Зарубин умер – еще один инфаркт. Издательство, кстати, существует до сих пор…

Неповторимая творческая манера сделала Зарубина одним из любимых отечественных авторов. А многомиллионные тиражи, державшиеся на протяжении десятилетий, обеспечили его «зайцам» и «ёжикам» свободный доступ почти в любой дом. Рисунки художника вызывали и продолжают вызывать «дополнительные» улыбки миллионы раз.

Отвечая на вопрос, что главное в его творчестве, Зарубин говорил:

– Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть, это поможет людям стать чуть добрее.