«Счастье – делать то, к чему лежит душа»

2023-09-04

Автор: Наталья Синицына, фото из личного архива А. Турбина

Андрей Турбин известен в Орле и за его пределами как художник-иллюстратор, из-под кисти которого вышло множество рисунков по произведениям И.С. Тургенева и современных авторов. Пока достиг успеха, поработал журналистом, строителем на Сахалине и даже ловцом моллюсков в Черном море. Наверное, именно такой богатый жизненный опыт дал живописцу вдохновение и тонкое восприятие окружающего мира.



Студенчество – лучшая пора

– Андрей, как вы стали профессиональным художником?
– Рисовать я начал в детстве, причем делал это самозабвенно и с удовольствием. Тогда мама отвела меня во Дворец пионеров к Владимиру Николаевичу Воропаеву, прекрасному художнику и разносторонне одаренному человеку. Он стал моим первым учителем.
В изостудии я писал гуашью и маслом и научился, наверное, главному – не бояться творить. В отличие от более строгого академического образования в художественной школе, там это позволялось и даже поощрялось. Да и, вообще, царила удивительная атмосфера: студийцы не только рисовали, но и занимались прикладным творчеством, слушали музыку, ставили спектакли кукольного театра, даже фильмы снимали! Был и свой живой уголок – клетки с птицами, аквариум…
– Дальше вас ждал худграф Орловского пединститута?
– Я учился там с 1985-го по 1990 год. Студенчество – лучшая пора в жизни. Мы из стен института могли бы не выходить сутками – вахтеры нас выгоняли. Очень интересно жили: пленэр на Кавказе, музейная практика в Питере – сказка! Факультет был больше чем наполовину мужской, сплошные бороды! Сейчас на худграфе столько парней уже не найдешь.

На все руки мастер

– В одном из интервью вы говорили, что работали ныряльщиком в Черном море…
– Да, был такой эпизод. Соблазнившись морской романтикой, мы с друзьями рванули в Крым, в бригаду, которая занималась промышленным сбором рапан. Есть такой моллюск, который все пожирает: мидий, устриц, да и прочими морепродуктами не брезгует.
Оказалось, работа тяжелая, не до романтики. С утра – в море на катерах. Опускались с аквалангами метров на 15–20. За одно удачное погружение можно набрать до центнера моллюсков. Корзину поднимаешь на борт втроем. Потом недолгий перерыв – и опять на дно. Так четыре раза за день. По сторонам смотреть некогда – знай себе собирай!
Мы там пробыли почти сезон и, хотя почти ничего не заработали, нисколько не пожалели. Да и для художника опыт был интереснейший. Наверное, это отчасти объясняет большое количество морских работ, которые я написал и продолжаю писать.
– Был у вас и опыт работы на Сахалине…
– Поехал туда еще студентом, работал строителем. И бетон мешал, и рыбу ловил.

Радио, ТВ, газеты…

– А как пришли в журналистику?
– Началось все со школьных стенгазет. Потом какие-то заметки, фельетоны писал в институтскую многотиражку. С легкой руки моего друга Игоря Свеженцева подвизался в телекомпании «Ва-Банк», где делал обзоры видеопродукции. Рисовал карикатуры в одной газете.
Вплотную в журналистику я окунулся, работая на радио в ОГТРК, куда меня пригласил Евгений Викторович Пашин. Он меня надлежащим образом «отесал», тщательно проверяя тексты и сами сюжеты. Так что могу его считать своим «крестным отцом» в этой профессии.
После радио перешел работать в «Орловский комсомолец», где с удовольствием трудился несколько лет. Потом некоторое время был корреспондентом в «районке», затем на местном ТВ. Хотя я занимался этой работой несколько лет, считаю телевизионный опыт наименее ценным из всего, что имею в багаже. Никогда не был в восторге, видя себя на экране… Зато время работы в газете вспоминаю с удовольствием – там по-настоящему интересно.

Любовь к иллюстрации

– Откуда возникла тяга к работе иллюстратора? Чем она так захватила?
– Я рос книжным ребенком и обожал книги, которых в нашей семье было немало благодаря моему отцу. Он читал мне и Джека Лондона, и Лескова… А я делал к ним иллюстрации.
Потом писал картины, совмещая это с журналистикой. Год проработал в одной московской фирме, промышлявшей дизайном, пока случайно не получил заказ от издателя Олега Зверькова, нашего земляка, осевшего в столице. Он попросил проиллюстрировать одну из книг серии «Библиотека приключений», готовившуюся к печати небольшим тиражом, для коллекционеров.
Были и другие заказы, благодаря чему я расстался с работой на телевидении. И с тех пор ни разу об этом не пожалел. Ведь это огромное счастье – делать то, к чему по-настоящему лежит душа.
– Уже долгое время вы работаете в издательстве «Орлик». Что удалось создать за это время? Какой проект ближе всего?
– С «Орликом» мне повезло. Мои работы заметил Александр Владимирович Воробьев и пригласил к сотрудничеству. Он прочитал нашу с Игорем Свеженцевым книгу и загорелся желанием ее издать. Все получилось.
Мне трудно сосчитать, сколько работ я сделал в издательстве за эти годы. Были очень интересные проекты, к примеру, книга сказок и стихов И.С. Тургенева «За серебряной птицей», сборник «Сказки Новосильского края». Там много цветных иллюстраций, так что пришлось закатать рукава. Издали двухтомник, посвященный жизни и творчеству Ивана Бунина, выпустили альбом о Донецке и книги донецких литераторов. Постоянно пополняется библиотека «Духовное наследие Орловщины».

Творческое объединение

– Расскажите о романе в соавторстве со Свеженцевым. Планируется ли продолжение?
– Над романом «Авантюристы» (переиздавался под названием «Ветру пути неведомы». – Прим. ред.) мы работали несколько лет. Начинали писать еще от руки, когда компьютеры не вошли так плотно в нашу жизнь, заканчивали уже уверенными пользователями ПК. Книга, как мне кажется, получилась забавной, озорной и наполненной приключениями. Так что за этот проект мне не стыдно.
Возможно, мы к нему вернемся и досочиним. А пока на подходе еще одна наша совместная работа – документально-художественная повесть, посвященная герою французского сопротивления, командиру отряда «Парижская коммуна» Валериану Соломатину. Игорь снял о нем документальный фильм, и книга, в основу которой лег его сценарий, просто просилась увидеть свет. Я в этом деле поучаствовал скорее как «аранжировщик».
– Поделитесь дальнейшими творческими планами?
– По-моему, Вуди Аллен говорил: «Если хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах». Конечно, они есть, но забегать вперед не хочется. Надеюсь, все, что задумал, получится.