«Счастье – личный выбор каждого»

2023-03-08

Автор: Наталья Синицына, фото театра «Свободное пространство»

Олеся Балабанова – артистка «Свободного пространства». Талантливая, яркая, легко влюбляет орловских зрителей в себя и в своих героинь. В чем для нее магия театра, как удалось найти себя в профессии и какая роль далась особенно тяжело, актриса рассказала корреспонденту «ОВ».



Физика vs театр

– Олеся, актерская стезя – это мечта детства или осознанное решение?
– Моя творческая жизнь началась в 12 лет в моей родной Калуге. Из-за переезда мне пришлось сменить школу. Для подростка это стресс, к тому же у меня не сразу наладились отношения с одноклассниками. А тут моя тетя предложила мне поступить в детский образцовый театр «Салют». Это настоящий театр – выходные у нас были только по понедельникам. Каждый день с шести вечера мы занимались, каждое воскресенье играли спектакль.
Когда пришла пора поступать в институт, я почему-то не поверила в себя как в актрису и решила пойти на физмат. Отучившись два года, поняла, что этот диплом мне не нужен. И волею судеб оказалась в институте культуры в Орле.
– Почему решили выбрать ОГИК? Были трудности с поступлением?
– Об орловском вузе мне рассказала педагог из детского театра. Я позвонила, уточнила детали приема. Больше всего меня беспокоило, не придется ли на вступительных экзаменах петь. Меня заверили, что нет. И вот на прослушивании я узнаю, что на курс, который набирает Александр Алексеевич Михайлов, требуются поющие девушки. Надо было видеть мое выражение лица!
В итоге судьба распорядилась так, что я все-таки оказалась на актерском курсе. И хотя изначально хотела вернуться в Калугу, осталась в Орле – не смогла расстаться со «Свободным пространством».

Роли прошлые и будущие

– Первой вашей ролью в театре стала Паулина в «Непорочном браке». Трудно было ее получить?
– В театр меня не брали до третьего курса. И это било по самооценке, ведь мои одногруппники уже были задействованы в постановках. И когда режиссер «Непорочного брака» Гжегож Мрувчиньский стал искать невысокую фигуристую девушку на роль Паулины, я подошла идеально, и мы начали работать. Для меня это было счастье.
– А какая из сыгранных ролей оказалась самой сложной?
– Пожалуй, Эдона в «Клятвенных девах». Женщине сорок, она нема, это второстепенный персонаж. Я боялась, что не раскрою характер героини. Долго ломала голову, как ее показать. Надеюсь, справилась.
– Каких персонажей нравится играть больше – положительных, отрицательных?
– Не делю героев на положительных и отрицательных. Больше всего люблю острохарактерных. Невероятным подарком судьбы считаю роль Карлицы в постановке «Сирано де Бержерак». Это был интересный опыт. Есть желание, чтобы все роли, которые мне удастся сыграть, были разными, непохожими.
– Кого мечтаете сыграть?
– Хотелось бы, чтобы режиссеры меня видели в драматических ролях. Кого-то вроде Катерины Львовны в «Леди Макбет Мценского уезда». Это к примеру, у нас есть этот спектакль в репертуаре, и Мария Козлова прекрасно исполняет эту роль.

Страшный сон актера

– Волнуетесь перед выходом на сцену? Есть какие-то ритуалы перед спектаклем?
– Всегда! Помогает дыхательная гимнастика. Но вопроса, что я не выйду, не возникает, конечно.
– Признайтесь, забывали текст во время постановки?
– Один раз в спектакле «Сон в летнюю ночь». Я должна была произнести отрывок из стихов Шекспира. Во время одной из сцен вдруг понимаю, что не помню точную формулировку, но могу воспроизвести смысл. Переживала: в зале сидит режиссер Виктория Печерникова, она же поймет, что я скажу неправильно. Но как только начала произносить фразу, слово само пришло на язык.
– Вы зачастую остаетесь довольны своей работой на сцене или занимаетесь самоедством?
– По-разному. Есть спектакли, в которых я играю и нахожусь еще в поиске, в пути к своему персонажу. Не всегда на премьере происходит встреча тебя и твоего героя. А есть постановки, где я уже «дошла» до слияния.
Стараюсь не позволять себе самоедничать, так можно скатиться в самокопание и уныние. Я наслаждаюсь процессом, люблю свою работу.

Магия театра

– В чем, по-вашему, заключается магия театра?
– Это живое искусство – спектакль происходит здесь и сейчас, он никогда не повторится в таком же виде. Театр каждой постановкой задает вопросы, наводит на мысли, развивает. Он наставник – может развеселить или хлестко указать на актуальную проблему.
– Кстати, о наставничестве. Помимо работы в театре, вы преподаете в институте культуры сценическую речь. Не сложно совмещать?
– Время на это есть – я же не всегда бываю задействована в спектакле. Раньше в период такого «простоя» я расстраивалась. Но как-то один мудрый человек сказал мне: «Почему ты считаешь, что искусство только в стенах одного здания?» После этого я получила приглашение от педагога ОГИК преподавать там.
Студенты влюблены в театр, они этой пылкостью заряжают и нас. У актеров, проработавших несколько лет, отношения с театром как у умудренных опытом супругов – уважительные, но не такие страстные. А студенты находятся во влюбленной горячке. С ними интересно работать.

Секреты красоты

– В актерской работе внешность – важная составляющая, требующая постоянного внимания. У вас есть правила красоты, которые приходится соблюдать?
– В теплое время года я бегала утром в парке, наслаждалась рассветной красотой. Сейчас стараюсь пару раз в неделю посещать тренажерный зал. Люблю массаж, баню. Конечно, времени не всегда на это хватает, но нужно его находить для себя.
– Если случайно встретим Олесю Балабанову на улице, как она будет выглядеть? С прической, макияжем и в платье или в джинсах и кедах?
– Если иду в театр, то а-ля натурель, потому что там я все равно буду накладывать грим. Если в институт – приоденусь, конечно. Вообще, люблю наряжаться, могу потратить последние деньги на новую вещь. Когда вижу себя в зеркале в красивой одежде, улучшается настроение.
– Вы производите впечатление уверенного в себе, счастливого человека. Есть личный рецепт счастья?
– Счастье – личный выбор каждого. Ты сам решаешь, быть счастливым или нет. В жизни каждого происходит так много всего, в том числе и негативного, порой состояние счастья – это усилие души.
Еще один фактор счастья – это поддержка близких. Я благодарна супругу за понимание. Он работает в IT-сфере, далек от искусства, но с уважением и пониманием относится к моей усталости, выгоранию, каким-то творческим заскокам, когда они случаются.
Мой рецепт счастья – мир в душе, гармония с собой, принятие себя и своих желаний. Для любого человека это важно, а для женщин особенно. Этого и хочу пожелать в преддверии 8 Марта читательницам «Вестника».